Свой бизнес: мебельный секонд-хенд Fucking Chairs от ресторанных критиков Ольги Овчаровой и Кати Калины
Как создать свой бренд, занимаясь только тем, что любишь.
TrendSpace продолжает серию материалов "Свой бизнес" - о том, как молодые жители мегаполиса основывают собственные бренды, занимаясь любимым делом, и с какими трудностями при этом сталкиваются. В новом выпуске ресторанные критики Ольга Овчарова и Катя Калина рассказывают, как находят новый дом мебели из закрывшихся ресторанов с помощью гараж-сейлов Fucking Chairs.
Чем уникален формат Fucking Chairs?
Во-первых, до нас никого не волновала судьба мебели из закрывшихся ресторанов. А участь ее, как правило, печальна: купленные за миллион денег кресла и комоды отправляются сначала на склад, а потом и на свалку. Во-вторых, пустовала ниша недорогой, но интересной мебели. Если ты не миллионер, добро пожаловать в IKEA - вариантов, по сути, больше и не было. Поэтому мы придумали уникальный бизнес-кейс, который сейчас описывают на лекциях в Сколково. У нас нет своего шоу-рума или каталога. Команда гастролирует по разным площадкам, устраивая закрытые распродажи один или два раза в месяц. Чтобы на них попасть, необходимо написать личное сообщение на странице www.facebook.com/fchairs или выслать запрос в директ в инстаграм www.instagram.com/fchairs. Запись ограничена: приглашение (а вместе с ним - подробные инструкции) получают первые только 500 написавших. При этом ассортимент меняется настолько стремительно, что у покупателя есть буквально минут пять на раздумье - нужен им или нет этот диван. Ведь он такой один, единственный и неповторимый.
Как вышло, что Fucking Chairs стал не просто мебельной распродажей, а светским мероприятием?
В первые же месяцы работы мы поняли, что нам скучно и неинтересно устраивать очередной мебельный салон. Нужен был драйв, своя неповторимая атмосфера. Поэтому мы стали записывать к каждому сейлу свой плейлист, разливать игристое, расставлять мебель на площадке таким образом, чтобы идеально сочетались цвета и фактуры, делать тематические распродажи и привлекать к участию своих творчески настроенных друзей. Ведь нам важно не просто продать стул, а чтобы люди приходили к нам как на праздник, и даже если ушли без покупки - не беда, зато повеселились, и в следующий раз обязательно вернутся и уже не уйдут с пустыми руками. Например, позапрошлым летом у нас был «британский» сейл: все мерили цилиндры, фотографировались в авто, которые нам одолжили наши партнеры Rolls-Royce, и вели себя как настоящие леди и джентльмены. С Владой Лесниченко (известный винный промоутер и автор половины винных карт в этом городе, - Прим. TrendSpace) мы придумали проект Fucking Wines by Fucking Chairs и регулярно спасаем дорогие вина из стоков виноторговых компаний от бесславной смерти, продавая их за полцены. Этим летом мы обязательно попробуем осуществить свою давнюю затею и сделать что-нибудь вместе со школой Детали и с Маркетом Местной Еды. А, кроме того, сейчас мы находимся в поиске какого-нибудь симпатичного молодого бренда маек и свитшотов, чтобы затеять с ним коллаборацию.
Как вы выбираете место для распродажи?
Разумеется, мы модные ребята и площадки выбираем соответствующие. Fucking Chairs существует с февраля 2015 года, и за это время мы успели устроить несколько распродаж на Даниловском, Центральном и Усачевском рынках, "Флаконе" и Бадаевском заводе. Вдобавок, когда ресторан закрывается или куда-то переезжает, удобнее всего провести сейл прямо в нем - так мы полностью распродали "Павильон", "Бурый лис и Ленивый пес", Door 19, "Гюго", Elements и "15 сестер". Были и неочевидные, но от этого не менее крутые места - например, тюнинг-ателье Illskill Jumble в Сокольниках, где делают тату, бреют, стригут, прокачивают тачки и даже жарят стейки - полный комплект!
А бывает, что рестораны, которые с вашей помощью распродают мебель, становятся и вашими покупателями?
О, такое происходит сплошь и рядом! Продал стулья, взамен купил диван, и всем хорошо. Особенно много покупателей среди региональных рестораторов, а эти ребята на одном диване не останавливаются. Часто они выкупают ресторан практически целиком, снимая вопрос с необходимостью тратить деньги на дизайнера. Так, обстановка небезызвестного заведения "Рагу" при нашем непосредственном участии полностью переехала на ПМЖ в Сочи.
Планируете проводить распродажи в регионах?
Такие планы были, но мы понимаем, что покупательская способность в Москве намного выше. Нам стратегически интересен Питер - это совершенно другой рынок, с другим вкусом и своими традициями, но мы слишком требовательны к партнерам, поэтому пока наш статус - "в поиске".
С какими трудностями вам приходится сталкиваться чаще всего?
Естественно, непросто за одни выходные открыть поп-ап на новой незнакомой площадке, подразумевающий монтаж и демонтаж с участием десятка грузовиков мебели. Даже если распланировать все до мелочей (чем мы обычно и занимаемся), всегда что-то срывается - человеческий фактор вступает в силу, и тут важно быть гибкими, молниеносно решать проблемы и никогда не паниковать.
Что можно у вас приобрести, чего нельзя приобрести нигде и никогда?
Наш ассортимент - это настоящий ларец с драгоценностями! В 2000-х рестораторы не жалели денег на интерьеры, благодаря чему мы продаем сейчас очень качественную и первоначально дорогую мебель известных европейских брендов, и не обязательно сильно потрепанную. Ведь часто рестораны закрываются, не проработав и год. Все, что нуждается в перетяжке или ремонте, мы отдаем на реставрацию, никогда не забывая о своей миссии - продлевать жизнь старым вещам. Постоянно ищем новые мастерские для сотрудничества, где молодые дизайнеры создают уникальные авторские вещи, и даем им площадку для продажи. И с каждым сейлом таких партнеров у Fucking Chairs становится все больше, чему мы несказанно рады. Ну а, кроме того, мы часто сами покупаем ткани и заказываем своим друзьям-умельцам совершенно новые вещи по собственным эскизам. Главное, чтобы любая попавшая в наши сети мебель в конечном итоге стоила недорого, цена - вообще важная часть нашей концепции. Где еще вы купите кресла легендарной ливанской марки Bokja за 15000 рублей, кожаные стулья Fendi всего за 13000 рублей или всего за 10000 рублей бархатное красное кресло с позолотой из The Most, на котором сидел Дерипаска, и тут же обмоете покупку игристым? Только у Fucking Chairs.
Кто ваша аудитория?
К нам приходят молодые семьи, только что купившие квартиру, люди, обустраивающие свои загородные дома, и, конечно, много интерьерных дизайнеров в поисках редких мебельных сокровищ. Мы обожаем своих покупателей - они модные, позитивные, веселые, открытые, этим людям не просто важно сэкономить, им важно найти что-нибудь эдакое, с историей. Поэтому все спрашивают нас о том, где мы взяли этот стул, этот комод, эту банкетку. А мы с удовольствием рассказываем истории - о том, кто эту мебель создал или кто на ней сидел. Довольные покупатели присылают нам фотографии нашей (а теперь уже их) мебели в своих интерьерах. А некоторые дома на Рублевке практически полностью обставлены мебелью с распродаж Fucking Chairs, только тссссс...
Изменился ли ваш ассортимент за два с лишним года существования проекта?
Конечно, то, что попадает в наши сети, непосредственным образом зависит от тенденций ресторанного рынка. Сначала была эпоха золотых унитазов и крокодиловых кресел, которые из закрывшихся заведений быстренько переехали к нам и были проданы за копейки - под улюлюканье граждан и шампанское. Сейчас в ходу интерьерный нигилизм и ободранные стены, а значит, к нам регулярно приезжают стулья Tolix и Eames и всякие штуки из лофтов. Самая последняя ресторанная мода, впрочем, это возвращение роскоши: народ, кажется, соскучился по пальмами в кадках, по накрахмаленным скатертям, по хрустальному блеску люстр и декантеров. Поэтому новые проекты ресторанных трендсеттеров все гламурнее и гламурнее. Конечно, никто не кричит на всех углах о стоимости люстр и не калькулирует цену на еду пропорционально стоимости деталей обстановки, - новая роскошь скромна. Ну а что будет с этими люстрами - поживем-увидим.
Появился кто-нибудь, кто пошел по вашим стопам?
Нет, у нас по-прежнему нет конкурентов на рынке. Дело в том, что наш бизнес построен на личных связях - мы обе работаем в ресторанной сфере больше десяти лет (Катя - на радио Бизнес ФМ, Оля - в Time Out Москва), и все попытки повторить наш формат заканчиваются для подражателей не самым удачным образом.