Комментарий: Украинский "Спрут", или Бой с собственной тенью
Массовое задержание чиновников эпохи Януковича - предупреждение для их нынешних коллег. Но будущее украинской коррупции сейчас решается в судах, пишет Сергей Руденко специально для DW.В один день более 500 прокуроров и около двух тысяч полицейских провели более 400 обысков в 15 областях Украины. Результат - в четверг, 25 мая, в стране задержаны 25 бывших налоговиков. Они, по данным следствия, были причастны к отмыванию денег людьми из окружения бывшего президента Виктора Януковича. Их вину определит суд. Но уже сейчас можно сказать, что эта спецоперация войдет в истории независимой Украины как самая масштабная и зрелищная.
Астрономические суммы залогов
Массовое задержание бывших чиновников министерства доходов и сборов, подозреваемых в коррупции, чем-то напоминало боевик. Сразу два "комиссара Каттани" - главный военный прокурор Анатолий Матиос и министр внутренних дел Арсен Аваков встречали вертолеты с задержанными. Вооруженный до зубов конвой, маски, "воронки". Все это в прямом эфире транслировали украинские телеканалы. В тот момент Голливуд точно тихо курил в сторонке.
За кадром осталась работа сотен и тысяч прокуроров, следователей, полицейских. Ведь речь шла не просто об эффектном задержании бывших чиновников, входивших в "спрут" Януковича. За каждым из этих 25 винтиков некогда могущественной финансовой пирамиды - криминальная история, которую еще предстоит представить прокурорам в суде. Сделать это будет непросто.
Из Печерского суда Киева, где назначалась мера пресечения, большинство из 25 задержанных вышли или под залог, или под личные обязательства. Залоговые суммы - от миллиона до 100 миллионов гривен (от более 35 тысяч до более 3,5 миллионов евро). Цифры - астрономические для рядовых, да и для нерядовых украинцев и не только украинцев. Но, судя по реакции бывших чиновников, вполне для экс-госслужащих приемлемые. К слову, им инкриминируют нанесение ущерба государству в размере 97 миллиардов гривен (около 350 миллионов евро), на фоне которых суммы залогов выглядят не такими уж и огромными.
Бей бывших, чтобы нынешние боялись!
Вся история с показательным задержанием чиновников эпохи Виктора Януковича направлена не столько на рядового телезрителя, сколько на нынешних чиновников. Да, попытка публичной порки бывших, возможно, выглядит неуклюжей и смешной. Но она, наверняка, отрезвит многие головы в нынешней власти. Теперь каждый нечистый на руку чиновник будет знать: рано или поздно за ним тоже могут прийти. Это подтвердил главный военный прокурор, пообещавший, что вертолет прилетит даже за теми, кто его не ждет.
Конечно, куда эффектней выглядело бы массовое задержание ныне действующих чиновников. Среди них, возможно, оказались бы и те, кто брал под арест бывших. Но для проведения такой "зачистки" во власти, очевидно, пока не хватает политической воли ни президента Порошенко, ни генпрокурора Луценко. Попытки новых антикоррупционных органов - НАБУ, САП и НАПК - привлечь к уголовной ответственности чиновников-коррупционеров заканчиваются пока ничем.
Коррупция, к сожалению, была и остается самой опасной внутренней угрозой для украинского государства. Борьба с ней - второй фронт в Украине, победа на котором не менее важна, нежели победа на востоке страны. Массовое мздоимство лишает украинцев будущего. Клептократия должна быть разрушена. Иного пути нет. Это понимают все. Даже если сейчас речь идет только о бывших.
Все дело в судах?
Будущее украинской коррупции сейчас решается не в кабинете Генпрокурора, не в МВД и даже не в администрации президента. Центр принятия решений находится в судах. Да-да, в тех судах, которые до сих пор не реформированы. В тех судах, которые еще со времен Кучмы-Януковича знают как "решать вопросы". В тех судах, где некоторые люди в мантиях остаются частью той самой коррупционной системы Украины. В тех самых судах, о вердиктах которых иронично отзывается даже Генпрокурор.
В нынешних условиях глупо рассчитывать на то, что тот, кто имеет сотни миллионов наличными, будет сидеть в СИЗО и не сможет позволить себе выйти на свободу под залог. Судьям ведь тоже ничто человеческое не чуждо. О чем, кстати, свидетельствуют дела против людей в мантиях, которых подозревают в коррупции. Выходит, какими бы решительными в своих действиях не были правоохранительные органы, все может разлететься на мелкие кусочки в суде. И это не менее угрожающе, нежели сама коррупция.