Когда евродепутаты перестанут кочевать из Брюсселя в Страсбург?
Раз в месяц 751 депутат Европарламента вместе с помощниками отправляются из Брюсселя в Страсбург. После Brexit у них наконец появится шанс покончить с дорогостоящими переездами.То, что каждый месяц происходит в здании Европарламента в Брюсселе, может вызвать у стороннего наблюдателя как минимум недоумение. Раз в четыре недели все документы и вещи депутатов упаковывают в пластиковые контейнеры, укладывают в грузовики и везут 430 км по бельгийским и французским дорогам до самого Страсбурга. За караваном следуют несколько тысяч сотрудников Европарламента, лоббистов и журналистов. Через несколько дней все они возвращаются в Брюссель.
Споры о месте, где должен находиться парламент ЕС, не прекращались с момента зарождения европейского сообщества в 1950-х годах. В 1965 году члены объединенной Европы, полные благих намерений, приняли решение, которое, казалось, имеет символическое значение. Они создали для парламентариев сразу три места работы - Люксембург, Брюссель и Страсбург. Страсбург, столица Эльзаса, за контроль над которым немцы и французы сражались столько лет, должен был теперь стать символом примирения в Европе.
Стоимость переездов - 114 млн евро в год
В данный момент Европарламент по-прежнему разделен между тремя городами: в Страсбурге проходят 12 ежемесячных пленарных заседаний, в Брюсселе заседают различные комитеты и депутаты проводят свои основные встречи, а в Люксембурге находится секретариат Европарламента.
Кочевничество европарламентариев недешево обходится европейским налогоплательщикам: ежегодные расходы на постоянные переезды депутатов и их помощников составляют 114 млн евро. Вдобавок в атмосферу выбрасывается 15 тысяч тонн углекислого газа, а здание Европарламента в Страсбурге пустует 300 дней в году.
Сами депутаты уже давно недовольны таким положением вещей. Дважды в год во время обсуждения бюджета ЕС большинство европарламентариев выступают с требованием обеспечить им лишь одно место работы - в Брюсселе. Однако их попытки прекратить переезды пока не увенчались успехом. "Мы делаем это вовсе не потому, что нам нравится путешествовать или же мы просто сошли с ума", - поясняет председатель фракции социал-демократов в Европарламенте Йенс Гайер (Jens Geier).
Вето Франции
Так кто же несет ответственность за нерациональный расход бюджетных средств? Гайер знает ответ на это вопрос: "Франция". Согласно договору о создании Евросоюза, официальная штаб-квартира Европарламента находится в Страсбурге, а внести изменения в основополагающий договор может только главный орган ЕС - Евросовет, в который входят лидеры и главы правительств стран-членов ЕС.
Впрочем, такое решение должно быть принято ими единогласно, а это значит, что Париж всегда сможет воспользоваться своим правом вето. К примеру, когда депутаты в 2012 году выступили с инициативой объединить два регулярных пленарных заседания в Страсбурге в одно и отменить одну из поездок, Франция подала на них иск в суд Евросоюза в Люксембурге - и выиграла.
Фармацевтический регулятор в обмен на Европарламент?
Недавно у депутатов Европарламента все же появился реальный шанс решить эту проблему. Как ни странно, это произошло благодаря Brexit. Ведь как только Великобритания выйдет из состава ЕС, двум расположенных в Лондоне ведомствам Евросоюза - Европейскому банковскому управлению (EBA) и Европейскому агентству лекарственных средств (ЕМА) - придется переехать. Теоретически их можно разместить в здании Европарламента в Страсбурге: европарламентарии еще в апреле большинством голосов одобрили такую идею.
В поддержку такого решения высказался и депутат Европарламента от Бельгии Барт Стэс. "У нас есть шанс продемонстрировать гражданам европейских стран, что нам не все равно, куда уходят деньги налогоплательщиков", - пояснил он в интервью DW. Здание Европарламента в Страсбурге большую часть года все равно пустует, поэтому строить новый офис для ЕМА не имеет смысла, уверен депутат.
Барт Стэс, представляющий фракцию "зеленых", согласен с тем, что решение выбрать Страсбург штаб-квартирой Европарламента имеет символическое значение. Вместе с тем политик полагает, что французы в первую очередь извлекают из переездов экономическое выгоду. На его взгляд, больше так не должно продолжаться: "Мы живем в режиме жесткой экономии и, несмотря на это, платим по 114 млн евро в год, чтобы провести неделю в Страсбурге. Пора прекратить это безумие!"
В то же время бельгийский европарламентарий убежден, что от обмена Франция бы только выиграла: "Европейское агентство лекарственных средств - это респектабельное ведомство, которое положительно повлияет на развитие города. ЕМА принесет с собой науку, инновации, годовой бюджет в 322 млн евро и почти 900 сотрудников".
За право разместить ЕМА борются 40 городов
Но депутат Европарламента от СДПГ Йенс Гайер не разделяет оптимизма Стэса: "Я считаю, что создается лишь видимость дискуссии. Будь все так просто, это уже давно произошло бы". На его взгляд, французское правительство откажется от Европарламента в Страсбурге лишь при условии, что Парижу компенсируют экономический ущерб, а также ущерб репутации Франции как одного из учредителя ЕС.
По сути это означает, что на территории страны необходимо будет разместить другую ключевую структуру ЕС. "Как бы я этого ни хотел, одной EМА для этого будет недостаточно", - полагает Гайер. Париж и в самом деле неоднократно давал понять: если Франция откажется от Европарламента, то Германия должна распрощаться с Европейским центробанком во Франкфурте-на-Майне.
К тому же за два расположенных в Лондоне ведомства идет жесткая конкурентная борьба: приютить банковский и фармацевтический регуляторы готовы около 40 городов почти из всех стран ЕС, в том числе Франции.
А новоизбранный президент страны Эмманюэль Макрон вдобавок поддержал предложение создать для стран, входящих в еврозону, отдельный парламент - со штаб-квартирой в Страсбурге. Поэтому не исключено, что в итоге французы не только не лишатся Европарламента, но и получат дополнительно еще одно ведомство.