Зицпредседатель Фукс. Зачем и для кого российский бизнесмен покупает «Проминвестбанк»
Основатель строительной компании MosCityGroup Павел Фукс подал заявку на приобретение акций Проминвестбанка. Фукс хочет приобрести более 25% акций украинской "дочки" российского Внешэкономбанка. Однако сделку пока рано считать закрытой. Причина не только в том, что к документам Фукса на покупку ПИБа есть вопросы, и их еще могут вернуть. По рынку упорно ходят слухи о том, что Фукс в данной ситуации выполняет всего лишь роль "зицпердеседателя".
Проблема санкций
О продаже Проминвестбанк руководители Внешэкономбанка говоря давно, но продавать его вовсе не спешат, несмотря на очевидное обострение политической ситуации. Не пугают их и многомилилардные убытки. Украинская "дочка" в последние годы работала в минус и требовала постоянной докапитализации. В 2014-м ПИБа получил 6 млрд грн убытка, в 2015-м - более 20 млрд, в прошлому году - еще 5,8 млрд. Причина этого и в политике и в том, ч то у банка оказалось много проблемных заемщиков из восточных областей Украины, где третий год полыхает война.
Однако после того, как НБУ ввел санкции против дочек российских госбанков, вопрос стал ребром и переговоры о продаже ПИБа активизировались. Стало очевидно, что сохранить актив у россиян не получится.
Долгое время самым вероятным претендентом на покупку ПИБа считалась европейская группа OTP, уже работающая в Украине. Глава ВЭБа Сергей Горьков в апреле говорил о четырех претендентах на Проминвестбанк, которые "находятся в международной или украинской юрисдикции". По его словам, переговоры идут хорошо и близятся к финалу.
Сколько может стоить Проминвестбанк? Года три назад банк еще стоил вполне приличных денег. В прошлом году российский Коммерсант уже оценивал потенциальную сделку всего в 0,2-0,3 капитала банка. По состоянию на 1 января 2017-го, собственный капитал финучреждения составлял 5,15 млрд (около $190 млн). Но, очевидно, что сейчас за него не выручить и столько. Банк все еще нуждается в докапитализации - 27 апреля акционеры ПИБа решили увеличить уставный фонд банка еще на 12 млрд грн. Т. е. при любом раскладе россияне выручат за свой актив сущие копейки. Купленный за $ 0,8 млрд и капитализированный еще на $ 0,6 млрд банк уценился в 10 раз.
В то же время новый собственник за недорого получит хорошие позиции на рынке корпоративного кредитования и качественную сеть отделений. Но самое важное - в кредитных залогах "Проминвестбанка" сейчас находятся активы стратегических государственных компаний Украины. Очевидно, именно этот факт заставлял россиян тянуть с продажей. Ведь при должном подходе к взысканию долгов банк может стать пунктом входа на многие промышленные предприятия. Россиянам очень не хочется терять такой рычаг влияния.
Фукс спешит на помощь
Павел Фукс - бизнесмен, родившийся в Харькове и долгое время живший в России. Основной бизнес Фукса находится и сейчас находится в РФ. В портфеле принадлежащей ему девелоперской компании MosCityGroup более десятка крупных объектов недвижимости в Москве и Московской области. Не во всех случаях дела шли гладко и в результате в РФ Павел Фукс оказался замешан в ряде неприятных судебных разбирательств. Впрочем, без особых последствий.
В Украине у Павла Фукса репутация также неоднозначная. Еще в 2007-2008 гг. он безуспешно пытался возвести деловой центр Киев-Сити на Рыбальском острове. Проект окончился ничем, и неудача была списана на кризис.
На этом фоне удивляет тот интерес, который в последние годы Фукс проявляет к украинским активам. Еще больше удивляет то, что во всех случаях речь идет об активах проблемных. По данным украинских деловых изданий, бизнесмен купил несколько газодобывающих компаний, ранее принадлежавших Эдуарду Ставицкому и Юрию Бойко. Речь идет о пакетах акций в ООО ДВ нефтегазодобывающая компания и ЧАО Девон, ООО Голден Деррик и ПАО Добывающая компания Укрнефтебурение.
"Скорее всего, это не рыночные сделки, а попытка „переписать“ скандальную собственность на как бы постороннего человека, „иностранного инвестора“. Такая продажа позволяет снять с того же Ставицкого и других экс-регионалов постоянную угрозу, что активы будут конфискованы новой властью. В реальности же собственность вполне могла остаться в управлении у украинских олигархов", - рассказал "Капиталу" на условиях анонимности один из инвестиционных аналитиков.
О том, что Фукс просто фронтирует людей Януковича писал в Facebook и журналист Александр Дубинский.
"Московский девелопер Фукс - активный игрок на газовом рынке Украины, по моей информации, фронтирующий беглых людей Януковича: структуры Фукса выкупили у Ставицкого 67% ООО "Голден Деррик" и 22,5% ПАО "Добывающая компания „Укрнефтебурение“, которые имеют лицензию на разработку „Сахалинки“ в Харьковской области", - отмечал журналист.
Есть все основания предполагать, что подобная схема разыгрывается и в отношении "Проминвестбанка". Павел Фукс со всей очевидностью бизнесмен не того масштаба, чтобы позволить себе купить столь крупный банк. Даже если бы он и нашел на него деньги, опыта для развития ПИБа у него нет. В то же время Фукс удобная "ширма" для "Внешэкономбанка", поскольку имеет бизнес в России и полностью зависим от местных властей.
Тень Коломойского
Впрочем, не исключен и вариант, что Фукс реально покупает ПИБ у Внешэкономбанка для кого-то из представителей нынешней украинской элиты, не желающих светиться, или не имеющих возможности оформить сделку на свои структуры. В этой связи примечательно многолетнее бизнес-партнерство Фукса с Игорем Коломойским.
Еще в 2000 году, по слухам, Фукс и Коломойский вместе имели отношение к рейдерскому захвату крупнейшего в Европе предприятия по производству цемента ОАО "Балцем". С тех пор пути бизнесменов неоднократно пересекались и они, что необычно для отечественного бизнеса, сохранили вполне дружеские отношения. Уже много лет Фукса часто замечают в женевском офисе Коломойского. Более того, их даже видели вместе на отдыхе.
В пользу "версии Коломойского" говорит и тот факт, что Фукс хочет купить банк в складчину с народным депутатом, экс-президентом государственной корпорации "УкрБуд" Максимом Микитасем. Свободных денег в необходимом количестве нет ни у одного из бизнесменов. Но у Микитася есть доступ к первым лицам новой власти, а у Фукса - звание "иностранного инвестора". А эта как раз то, что нужно любому потенциальному покупателю, чтобы пройти проверки АМКУ и НБУ, в том числе касательно происхождения капитала. Ведь в реальности капитал вполне может оказаться теми самыми деньгами, которые вывели из доведенного до банкротства "Привата".
В последнее время дела у Игоря Коломойского идут не очень хорошо. Все его бизнесы традиционно финансировались "Приватом" и остановка денежного потока - серьезная проблема для олигарха. Коломойскому кровь из носа нужны большие средства, чтобы хотя бы банально перекредитоваться и потянуть время. Получить такие деньги сейчас в Украине можно только одним путем - через рефинансирование Нацбанка. И ПИБ отличный для этого вариант. Банк слишком значимый банк для финансовой системы и НБУ будет поддерживать его на плаву любыми средствами. А как использовать слабости государства в свою пользу Игоря Валерьевича учить не нужно.