MotoGP - До-электроники: История Никки Хейдена
Последние годы MotoGP эволюционировал в очень упорядоченный и дисциплинированный процесс. Ощущение элитности и порядка все больше смахивает на масштабы Формулы 1, которая тоже прошла путь от хаоса до супер организованности всех процессов. Издержки вопросов бизнеса, безопасности, монополий, технологий и прочих атрибутов стадии развития моторных видов спорта всегда автоматически притупляли зрелищность.
Сильные становились сильнее. Поэтому сегодня зрелищность стала поддерживаться искусственными регуляторами - правилами.
Исходя из тех реалий, к которым мы уже привыкли, сегодня довольно сложно представить чемпионат, в котором в пелетоне участвовали бы пять заводов на покрышках трех разных производителей; где лидеров чемпионата трепали бы сателлиты в абсолютно боевых сухих условиях; где лучшие свои выступления показывали бы те, кто уже все проиграл; где в своем дебютном сезоне rookies брали бы поулы и победы; чемпионат, где в финале сезона, получив wildcard как награду от завода за победу в другом чемпионате, пилот, никогда не ездивший на Bridgestone, входит в первый поворот первым и до конца гонки не дает никому шанса даже подъехать к себе до самого финиша; где в середине чемпионата лидер генеральной классификации имел преимущество в 51 очко, выиграв всего дважды, но к последней гонке сезона проигрывал уже 8.
Такой сезон любителям мотоспорта посчастливилось увидеть. Сезон без внешних регуляторов - только мощь, скорость, отчаянные сражения в каждой гонке. Сезон, куда новички зашли так, что бывалых снесло бурей, без мыслей о шансах на победу в будущем. Сезон, который из проигравшего сделал еще большего чемпиона, а из чемпиона - середнячка пелетона. Последний настоящий "доэлектронный" пилотский сезон.
2006 год. Год Чемпиона мира Никки Хейдена
Сегодня мы уже привыкли к тенденциям производственного процесса. Если с пятницы Маркес поддает жару всем на секунду с круга, то, скорее всего, в гонке будет примерно то же самое. С одной стороны, это скучно, с другой - в следующий weekend все коренным образом меняется. Применительно к тому, что происходило в сезоне 2006, фраза "коренным образом меняется" могла применяться несколько раз даже в одной гонке, не то, что по ходу выходных. Херес открывал сезон. С первой линии Капиросси уходит в бой словно ужаленный, делает gap и едет всю гонку в одиночку. Валентино падает в первом повороте. Всю гонку новичок чемпионата Дани Педроса на заводской Honda прорывается сквозь пелетон, выходит на второе место, каким-то чудесным образом достает Лориса, но итальянец вовремя спохватывается и доводит дело до победы. В Катаре поул берет другой rookie - Keйси Стоунер на сателлитовской Honda. Молодежь своей агрессивностью начинает трепать бывалых. Росси, кое-как отъехав во второй половине гонки, настолько ушел в себя, что под финиш подпустил Никки, пропустил его в первом повороте, обернулся посмотреть, что там творится сзади еще до второго (!) поворота, и будто с мыслью, что с американцем-то он точно разберется, выдохнул, вернул первую позицию и уехал.
В Турции из последнего поворота почти одновременно линию пересекали два сателлита Меландри и Стоунер, по ходу гонки не оставив шансов ни одному из заводов.
В Шанхае свою дебютную гонку с поула выиграл Дани. В Ле-Мане опять праздновал Меландри, хотя квалификацию чудом не выиграл Накано на Kawasaki! Муджелло и Каталонию взял Вале, а Ассен больше был похож на Вавилон: Эдвардс, обороняясь от атак Хейдена, слишком резко дернул газ на газоне в последней шикане и свалился с мотоцикла. Если бы не покрышки у бетонного отбойника, желтая Yamaha теоретически и без своего наездника могла бы финишировать даже впереди американца, так как тот и сам был занят тем, чтобы побыстрее покинуть гравий. Вторым финишировал все тот же Накано, просто «разорвав» и Дани, и Кейси, и Марко.
Но даже когда лидер вез 42 очка второму, а пятому - 46, мало кто всерьез воспринимал все, что происходит. Все будто только и следили, как быстро Вале решит свои проблемы с мотоциклом - 4 схода в 8 гонках в чемпионской борьбе это словно и не выходить на трассу вовсе. Кто бы тогда знал, что апогей карьеры будущего чемпиона, по сути, пришелся на Лагуну. Вале опять сходит из-за мотора, а американец выигрывает в одиночку (третью гонку в своей карьере, через год после своей первой).
И тут все переворачивается с ног на голову. В следующих пяти гонках Вале всегда на подиуме - сжигает 59 очков и перед Валенсией выходит вперед. Никки же не просто не может попасть хотя бы в TOP3, а теряет уверенность, конкурентоспособность.
Когда видишь, что соперник слаб, его надо добивать... решил Дани в Эшториле. Другой момент, что дебютант не был готов к такой борьбе и однокомандники оказались в гравии.
Пелетон приехал в Валенсию, поул взял Росси, старт проиграл, видимо решил, что задача финишировать просто позади Хейдена это пустяк, по сравнению с тем, что он уже сделал, и упал. Просто упал. Валентино! Росси! Просто упал... Его никто не давил, это было начало гонки, абсолютно не было ни причин, ни предпосылок рисковать.
Часто мы видим чемпионаты, когда два самых сильных пилота вступают в дуэль. К середине сезона один добивается приличного преимущества, но во второй половине чемпионата отстающий начинает отыгрываться. Так вот тем сложнее отыгрываться, чем больше у вас двоих преимущество надо всеми остальными, потому что очки просто некому отнимать. Ну, проиграл ты гонку, но все равно второй. В сезоне 2006 ты мог проиграть дуэль и тебе еще бонусом прилетали 4-5 позиций от ненасытных орлов, которые шли по принципу либо победа, либо сход. Сегодня вы не выиграете ни один чемпионат с двумя победами в сезоне (11% побед). Иными словами, если и был шанс на миллион, что Kentucky Kid может стать чемпионом, то он его использовал. В эпоху расцвета Росси, в эпоху появления новых суперзвед, в эпоху преимущества Honda и покрышек Michelin.
За всем этим остались такие многочисленные чудеса, как: регулярные «выстрелы» обеих Сузуки; отсутствие в борьбе Сета; Накано, который к середине гонки в Австралии привез пелетону прямик, и если бы не дождь, то победа для Kawasaki была бы в кармане; Кенни Робертс, который на экспериментальной пятицилиндровой Honda вдруг в Эшториле вспомнил, как надо бороться, и чуть не выиграл; Элиас, который по ходу сезона собрал гравийные ловушки на всех трассах мира, но в Португалии на ленточке вырвал победу у самого Вале; Капиросси, который после своей тяжелой травмы в Испании (инциндент, после которого гарды появились в обязательном порядке) и потерянных шансов на чемпионат, словно переродился и начал регулярно выигрывать на Ducati; ну и конечно же Трой Бейлисс!
За этим всем остались и невидимые труды последнего пока что американского чемпиона MotoGP Никки Хейдена. Давайте представим себя на его месте: выигрываете чемпионат, 2 победы, ни разу не были быстрее Росси, выехали на его падении. Красавец! Но что говорит публика? Случайность. Аналитики - случайность.
Несколько следующих сезонов ни побед, ни скорости, а подиумы - как остаток от неудач соперников. Проходит еще несколько сезонов, публика уже не скрывает, что в заводских командах держат только потому, что нужен американский рынок. Вас уже погнали в сателиты. За 10 лет на подиум вы взошли меньше раз, чем за один сезон 2006. А Вы улыбаетесь. Улыбка, за которой вынуждены прятать всю ту тяжесть труда, на который предрекли себя той победой. Когда-то для себя американец признает то стечение обстоятельств и начинает работает так, будто чемпионство будет в будущем как награда, а не в прошлом - как аванс. В мире великих ценна только победа. Только стремление к победе дает силы, только победа дает жизнь. После того, как гонщик становится чемпионом, он просто не может без побед, без которых мысль об уходе столь стремительно нарастает, что в этом водовороте негативных мыслей думаешь только о том, как бы спастись, сбежать, пережить поражение. Вале в 2011 с мыслью "no chance to win" не смог прожить и полгода - сил не было даже на улыбку.
И все эти 10 лет американец демонстрировал невероятный уровень профессионализма. Проиграй он тогда, не упади Росси, и все бы сказали: все заслуженно, Вале был лучше, выиграл больше, поломки - не его вина, чудес не бывает. А чудо случилось. Чудо, которое стало каторгой, только потому, что человек с большой буквы решил, что должен.
Любой бы сдался после описанных выше обстоятельств и ушел сезона через 3-4 заниматься рыбалкой или чем-то подобным. Любой! Судьба награждает людей за труд. Но только избранные говорят судьбе спасибо своим трудом. Может, она вновь наградила его, но теперь уже вечной свободой... RIP.