Комментарий: Реновация в "крепости Россия"
Митинг против реновации 6 июня показал: протесты в России становятся политическими, но власть по-прежнему может положиться на антизападную риторику, считает Константин Эггерт."Дорогая моя Москва", - несколько сотен человек, протестовавшие 6 июня против реновации, выбором песенного репертуара продемонстрировали: у них есть определенное политическое чутье. В конце концов, "Вставай, страна огромная!" в этом контексте звучит почти как призыв к революции. Стихийное шествие к комплексу зданий администрации президента на Старой площади с требованием отставки мэра Собянина также подтвердило: люди понимают, что настоящие решения принимаются именно там, а не в Государственной думе.
При чем тут выборы 2018 года
Что же мы узнали в результате этого стихийного протеста? Хотя программа так называемой реновации - а на самом деле, спасения строительного комплекса Москвы и распила бюджетных денег - затрагивает сотни тысяч людей, протестовать к зданию Государственной думы пришло несколько сотен.
Таким образом, о массовости говорить пока не приходится. Протесты против попыток застроить заказник "Крылатское" на западе столицы собрали больше участников. Это не значит, что в следующий раз на митинг не придут тысячи - просто их нужно организовать. Оппозиционные партии, как всегда, присоединились к недовольным и начали подавать заявки на собственные митинги - но они едва ли будут такими же успешными, как инициированные самими жителями города.
В целом ясно, как администрация президента предполагает решать эту проблему. В Думе создадут рабочую группу с участием недовольных, которая будет прикрывать процесс отступления власти от изначального плана реновации. Совсем от него не откажутся. Это бы стало недопустимой в политическом смысле победой гражданского общества. Да и желающих как можно быстрее переехать из ветхого жилья в новое, хоть бы и за МКАД, тоже хватает.
Однако наиболее скандальные проекты, видимо, приостановят или совсем свернут. Кто, кому, на каком бюрократическом уровне и какие обязательства дал и какие обещания за это получил, разумеется, покрыто тайной. Трудно себе представить, чтобы в таком деле обошлось без масштабной коррупции. Однако в предвыборный период протесты в столице - настоящий форс-мажор для Кремля, и поэтому, думаю, многие получатели откатов рискуют остаться ни с чем. Правящей верхушке проще обделить нескольких чиновников и бизнесменов, чем рисковать ростом числа недовольных.
Тем более, что в 2018 году пройдут выборы мэра столицы. Они могут оказаться намного интереснее президентских. У единого кандидата от демократической оппозиции теперь явно будет хороший шанс серьезно заявить о себе и побороться с Сергеем Собяниным. Фальсифицировать результаты голосования в Москве намного сложнее, чем в провинции, а организованность и информированность электората - лучшие в стране.
Крым спасает Путина
Некоторые призывы, звучавшие на шествии, были политическими. То есть, по крайней мере, часть демонстрантов понимает: в условиях демократии больше шансов избежать произвола властей. Однако насколько глубоким будет это понимание и приведет ли к принципиальному изменению российской системы? Пока что большинство граждан совмещает недовольство коррупцией и разочарование в "Единой России" (если ей хоть кто-то когда-то был вообще очарован) с нехитрым набором лозунгов: "Путину нет альтернативы", "Крым - наш!", "Запад - враг!".
Оппозиция, за редкими исключениями, тоже уверена: из тактических соображений можно бороться за демократию в России, поддерживая при этом внешнюю политику Кремля и его позицию в конфликте с Украиной. Это оставляет в руках правящей верхушки один из главных политических козырей - неосоветское державное величие и образ внешнего врага. Если, как предсказывают аналитики, экономический спад в 2016 году сменится пусть и скромным, но все же ростом, Кремлю станет намного легче отбиваться от оппозиции. Более того, политизация протестов будет вновь подталкивать российскую власть к мысли о "маленькой победоносной войне".
Протесты против реновации - очень неприятное для нее событие, тот случай, когда социально-экономические проблемы приводят людей (пусть пока немногих) к политическим выводам. Но это еще не настоящий кризис. "Черный лебедь" пока не прилетел в "крепость Россия".