Зачем идти на оперу "Хлеб. Соль. Песок"
15 июня в Национальной опере премьера - музыкальное агентство "Ухо" представляет современную оперу "Хлеб. Соль. Песок". Композитор - итальянец Кармине Челла, дирижер - знакомый украинской публике Луиджи Гаджеро. Саша Андрусик, создатель агентства "Ухо" и идейный вдохновитель премьеры, рассказала Vogue.ua, почему "Хлеб. Соль. Песок" - событие, которое нельзя пропускать.
Почему Кармине Челла?
За Кармине Челла мы следили уже несколько лет - с тех пор, как одно из его сочинений прозвучало в рамках нашей серии "Архитектуры голоса". Когда стали собирать материал для Национального театра, Луиджи Гаджеро, дирижер Ухо-ансамбля, подсказал, что Кармине как раз собирается писать свою первую оперу, для одного французского фестиваля. Сюжет у композитора уже был, музыка его нам очень нравилась - пришлось перебить заказ французам.
Челла - ренессансно одаренный человек, кроме того, что композитор, еще и доктор математических наук, программист, пилот and what not. Пишет отличную электронику, ее в опере тоже довольно много, хотя основная часть произведения - камерная, на четыре голоса и четырнадцать инструментов.
Сюжет оперы основан на реальных событиях?
Опера основана на реальной истории, произошедшей в родном регионе автора - название фиксирует ее ключевые точки. Во время войны трое молодых мужчин пытались отбить амбары с зерном у немцев в составе большой партизанской группы - и были схвачены. На казнь их решили провести через город полностью раздетыми, чтобы запугать жителей. Пока пленные брели к берегу моря, где их должны были расстрелять, к ним присоединились местные дети - которые решили, что это обычная карнавальная процессия. В отличие от взрослых, дети остались целы, но о том, свидетелями чему они стали, узнали только спустя несколько лет.
Этот сюжет предельно макабричен, ставить оперу буквально мы не могли - по крайней мере, не в этом городе, не сейчас. Поэтому в сценографии есть, например, маркеры "конца времени" - ангел, сворачивающий небо, выбрасывающиеся на берег киты, одержимые видениями герои - но все они погружены в праздную, комичную повседневность, зрителю их нужно рассмотреть в ней. Прямо проживают историю из либретто только певцы, но и в их случае речь идет не о физическом взаимодействии с объектами, а о памяти об этом взаимодействии.
Первой выходит на сцену Бруна, невеста главного героя, которую ввел в историю Кармине. Ее рассказ - это рамка для всей истории, она проводник в нее - поэтому ее наряд так рифмуется с самим театром (занавесом, обрамляющим сцену, обивкой кресел и т. д). Другие персонажи, а в реальности все они были фермерами провинции Пезаро, одеты в концертные костюмы, условно 1940х.
Основная линия, вокруг которой собирается постановка - расстройство функции памяти, принципиальная рассинхронизация действительности и любого коллективного рассказа о ней. Сценически это реализовывается через рассинхрон видео и действия: иногда видео вторит тексту либретто и музыкальным жестам партитуры, иногда опережает их или существенно меняет их смысл, дорисовывает к ним что-то.
У вас четыре солиста - трое приглашенных и одна украинка. Почему именно так?
Поиск солистов для современных опер осложнен тем, что далеко не все оперные певцы исполняют современный репертуар - те же, кто исполняет его хорошо, часто букированы на год-два-три вперед. В случае этой команды нам повезло - все сложилось, по крайней мере, так сейчас кажется. Виктория Витренко пела у нас в украинской премьере "Посланий покойной Труссовой" Куртага умопомрачительно сложную партию. Она училась у великой Анжелики Лутц, технически Вика одна из самых подготовленных сейчас украинских вокалисток. "Хлеб. Соль. Песок" - ее дебют в национальной опере. С Гийомом мы работали в "Лимбе" - у него отличное чувство юмора и довольно редкий контратенор, богатый в нижнем регистре. Аргентинского баритона Матиаса Боккио нам посоветовали певцы из Neue Vocalsolisten Stuttgart, он уже несколько лет живет в Германии. Эдуард нашелся благодаря Сесиль Гранже, солистке коллектива La dolce maniera. Все они пробыли в Киеве больше месяца - так что успели уже набить татуировок, походить по офтальмологам, парикмахерам и барам.
Осенью вы показали в Национальной опере "Лимб" - первую из цикла ваших премьер. У "Лимба" не было режиссера, эту функцию тогда делили вы, дирижер Луиджи Гаджеро и художник Катя Либкинд. Почему режиссер появился у оперы "Хлеб. Соль. Песок"?
Режиссер появился потому, что работу с развитием персонажей и внутренними связями в спектакле никто не отменял - даже в самых новых операх. Неточности в "Лимбе" придется устранять в его следующих постановках, а режиссировать "Хлеб, соль, песок" мы позвали украинку Тину Еременко, выпускницу ГИТИСа (мастерская Виктюка).
Какова судьба оперы "Лимб"?
Все три постановки, которые мы показываем в Киеве в 2016-2017 годах - пилотные. Мы делаем сальто-мортале, "Ухо", по сути, функционирует сейчас как небольшой оперный театр, который готовит премьеру - со своими оркестром, певцами, постановочной группой, даже своим техническим персоналом и репетиционной площадкой. Это ужасно сложно, но иначе не вышло бы ничему научиться. Такие усилия ради трех вечеров в опере даже для нас были бы ужасной растратой - мне нравятся истории про красоту на час, но это, пожалуй, слишком. Поэтому все спектакли исправно документируются, дорабатываются и скоро из Украины уезжают - как отдельные постановки или одна большая трилогия про память. Fingers crossed, мы будем всех держать в курсе.