Юрий Павленко: Украинская власть провоцирует разобщение между украинскими гражданами и ущемление языковых прав
Закон о квотах на украиноязычный контент препятствует реализации права на свободное выражение мнений украинских граждан, проживающих в 11 регионах Украины, а также носит дискриминационный характер в отношении семи региональных языков или языков национальных меньшинств. Как рассказал народный депутат от ОППОЗИЦИОННОГО БЛОКА, член парламентского комитета по вопросам свободы слова и информационной политики Юрий Павленко, такие нововведения нарушают обязательства Украины по шести международным договорам, а также действующее законодательство Украины.
"23 мая 2017 года был принят Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно языка аудиовизуальных (электронных) средств массовой информации". Согласно Закону, в суммарном недельном объеме вещания телеорганизации общенациональной или региональной категории передачи и/или фильмы на украинском языке должны составлять не менее 75 %, теолеорганизации местной категории - не менее 60%. Новости на украинском языке вне зависимости от категории и типа вещания должны составлять 75%. Введение таких непропорциональных квот на украиноязычный контент препятствует реализации права на свободное выражение мнений украинских граждан, проживающих в 11 регионах Украины и считающих родным языком не украинский",- отметил народный депутат.
"Более того, норма о вещании на языках коренных народов в совокупности с нормой вещания на официальных языках ЕС носит дискриминационный характер в отношении семи региональных языков или языков национальных меньшинств. Языки коренных народов (крымскотатарский, гагаузский, караимский, крымчацкий), а также языки национальных меньшин, которые одновременно являются официальными языками ЕС (болгарский, (ново) греческий, немецкий, польский, румынский, словацкий, венгерский языки), на законодательном уровне имеют "привилегии" по сравнению с белорусским, еврейским, молдавским, русским, армянским, ромским и русинским языками", - пояснил политик.
Юрий Павленко отметил, что такие нововведения нарушают положения шести международных договоров, а именно - положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, Европейской конвенции о трансграничном телевидении, а также действующее законодательство Украины.
Также народный депутат провел параллель с квотами, которые действуют в других странах: "Схожая с Украиной ситуация произошла в Латвии в 1988 году, когда на законодательном уровне была установлена 25% квота для иностранного вещания. Это условие не относилось к латвийскому телевидению и радио, кабельному телевидению и радио, а также к спутниковому телевидению и радио. В 2003 году Конституционный суд Латвии признал эту норму недействительной. Другой пример - во Франции, Испании, Италии под контент национального производства приходится 40%. Украина обязана была изучить опыт соседних стран и сделать правильные выводы, тем более, что первый звонок по языковому вопросу от наших европейских партнеров уже был. Напомню, ПАСЕ в Резолюции 2145 (2017) "Функционирование демократических институтов в Украине" выразила обеспокоенность сужением прав национальных меньшинств", - подчеркнул Юрий Павленко.
Возвращаясь к Украине, Юрий Павленко отметил следующее. Да, право на свободное выражение мнений не является абсолютным правом. Да, международные документы по правам человека допускают, что данное право может ограничиваться в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
"Но эти ограничения должны отвечать трем ключевым требованиям: должны быть предусмотрены законом, отвечать легитимной цели и принципу пропорциональности. Для оценки того, могут ли ограничения той или иной свободы использоваться как средство для достижения легитимной цели, нужно учитывать, являются ли эти ограничения социально необходимыми и соразмерными", - пояснил политик.
"Во-первых, использование украинского языка не находится под угрозой. Украина должным образом обеспечивает функционирование украинского языка как государственного во всех сферах общественной жизни и на всей территории государства. Во-вторых, принятие Закона обосновывалось, inter alia, необходимостью защиты национальных интересов. Возникает риторический вопрос: как язык, являясь инструментом выражения мнений, без привязки к контенту может представлять собой угрозу национальной безопасности? Для любого здравомыслящего человека очевидно, что введение таких неоправданно высоких квот не является ни социально необходимой, ни пропорциональной мерой. Еще более очевидным и в то же время прискорбным фактом является постоянная спекуляция со стороны украинской власти на теме "защиты национальных интересов", под эгидой чего в Украине происходит поэтапное ограничение основных прав и свобод граждан", - считает Юрий Павленко.
"Сейчас Украина становится на очень опасный путь. Такое принудительное привлечение телеаудитории к украиноязычному контенту без учета языковых потребностей жителей 11 регионов, а также дискриминация по языковому принципу белорусов, евреев, молдаван, русских, армян, ромов и русинов приведет к разобщению между украинскими гражданами на языковой почве", - резюмировал Юрий Павленко.