Вспомнить все: 45 лет Зинедину Зидану
Сегодня - полуюбилей у одного из лучших футболистов в истории, а теперь - еще и успешного тренера. В этот день "Террикон" совершает экскурс в прошлое и вспоминает, каким был Зидан на заре своей карьеры.
Карьера великого человека начиналась непросто. И это была еще та школа жизни. "Я плакал, потому что у меня не было кед для игры в футбол, а потом я увидел человека, у которого не было ног", - вспоминал Зидан поучительный эпизод своего детства, научивший его пониманию правильных ценностей.
Зинедин - сын уроженцев Кабилии, северного региона Алжира. Считается, что он араб. На самом деле, родители Зизу - берберы, а это немножечко иное (коренное население Африки, принявшее ислам после прихода арабов). В 1953 году, когда в Алжире уже назревала война, старший Зидан с женой счел за благо переселиться в Париж. Но там не удалось поймать какой-то хороший шанс - и семья перебралась в Марсель, где отец будущего Зинедина нашел место кладовщика и охранника в супермаркете. Это позволяло жить более-менее сносно. Там и родился в 1972 году Зинедин.
"Я выходец из неблагополучного района в Марселе. Здесь обычно не смакуют драки, но если кто-то провоцирует тебя, ты обычно не даешь ему уйти от возмездия", - говорил Зинедин (не без намека на знаменитый инцидент с Матерацци, разумеется).
Часто пишут, что Зинедин начал играть в футбол в 5-летнем возрасте. Но есть фотография, на которой с мячом запечатлен трехлетний Зизу. Вот он, в окружении братьев и сестер (а он был пятым и самым младшим ребенком в семье):
Так или иначе, но Зизу постепенно стал непременным участником матчей, которые его друзья и соседи по пригороду Кастеллан проводили на площади Тартан - очень удобном месте для стихийного футбола. Его кумирами в детстве были Энцо Франческоли, Жан-Пьер Папен и человек по имени Блаж Слишкович - югослав боснийского происхождения, отыгравший в марсельском "Олимпике" лишь сезон, но произведший на парня неизгладимое впечатление.
К 9 годам Зизу твердо решил делать карьеру футболиста и был принят в детский клуб своего района "Фореста". А через год перешел в более серьезный "Сент-Анри":
"Это был клуб не из нашего квартала, из соседнего. Но он был клубом более высокого уровня", - вспоминал Зидан. Врожденное умение читать игру сразу приподняло его над товарищами по команде. Через полтора года его заметили скауты еще более серьезной организации - "Септем ле Валлон". Заметили - и добились того, что маленький талант стал блистать в их клубных цветах. Вот он, молодой Зизу - в центре кадра:
А вот - "ксива" молодого футболиста, выданная в этом клубе. Возможно - первый документ в его жизни:
Впечатление на окружающих он уже тогда производил сильнейшее. Вот как говорит об этом его товарищ по "Септему" Келли Адруямин: "Когда он получал мяч, то начинал с ним делать все, что хотел. Мы не представляли, куда это его приведет. Он вытворял такие вещи, повторить которые не мог никто из нас...". И уже тогда Зизу славился умением выдать пас партнеру - было видно, что это доставляет ему огромное удовольствие, не меньшее, чем от удачной обводки или результативного удара по воротам.
Его тогдашний тренер Ален Лепе описывает 14-летнего Зизу как парня с горячим темпераментом, но умеющего владеть собой: "Все он себя, как правило, сдержанно, хотя в нем горел огонь. И он умел добиться уважения окружающих".
Впрочем, сказать, что Зизу производил тогда такое уж сказочное впечатление на всех, было бы большим преувеличением. "Физика" его оставляла желать лучшего, его довольно часто заменяли. Селекционеров взрослых клубов его игра не слишком вдохновляла.
Но судьба ему улыбнулась. Осенью 1986 года его в числе 30 самых талантливых футболистов Прованса вызвали на специальные сборы, где формировалась сборная провинции для участия в национальном весеннем турнире. Там его заметил рекрутер из "Канна" Жан Варро. Огрехи в игре Зизу его не смутили - он сразу разглядел, какое это сокровище. И сделал все, чтобы Зидан переехал в его клуб. "Септем" согласился на это легко, получив немного денег и несколько первоклассных футбольных мячей. И Зидан стал игроком "Канна":
Это был его первый взрослый профессиональный контракт. В основном составе "Канна", вернувшегося в первый французский дивизион после многолетнего перерыва, он дебютировал, еще не выйдя из юниорского возраста. Рядом играли взрослые профессоналы, наибольшим авторитетом среди которых пользовался Брюно Беллон - бывший игрок сборной Франции, забивший гол в победном финале чемпионата Европы 1984 года. "Я видел их в раздевалке, приветствовал их и спрашивал себя: а почему не я? Именно там я понял, что однажды тоже смогу стать профессионалом", - вспоминал Зидан.
Первый гол во взрослой карьере он забил в ворота "Нанта" - и тут же получил от президента клуба Алена Педретти машину в подарок. Президент ему обещал это при подписании контракта - и обещание выполнил. В "Канне" Зизу провел три сезона, вместе с товарищами поднял клуб до участника еврокубков, и в 1993 году был куплен "Бордо" уже в качестве потенциальной национальной звезды:
И это уже совсем другая история. Она почти вся состоит из успехов и достижений. Но есть в ней и смешные моменты. Так, когда в 1995 году "Блэкберн" рассматривал возможность его приобретения, владелец клуба Джек Уокер спросил: "Зачем нам Зидан, если у нас есть Тим Шервуд?" Может быть, это самый знаменитый вопрос, связанный с сегодняшним именинником...
Федор Ларин, специально для "Террикона"