Взгляд со страны: Иракли Русадзе
О всплеске интереса к грузинской моде и ностальгии по советским временам.
А мы закрываем месяц Грузии на TrendSpace рубрикой "Взгляд со страны", в которой допрашиваем дизайнеров со всех частей света о содеянном. На очереди - Иракли Русадзе, стоящий за грузинским брендом SITUATIONIST.
Как думаете, в чем феномен грузинской моды и с чем связан всплеск интереса к грузинским дизайнерам?
Все пошло далеко вперед, о грузинских дизайнерах теперь знает весь мир. Грузинский стиль стал популярным и интересным для людей за границей. Все это стало возможным, во-первых, благодаря платформе MBFW: теперь у нас есть прямой контакт с ведущей мировой прессой, покупателями, людьми, причастными к этой сфере. Во-вторых, это безусловно заслуга Демны (Демна Гвасалия, прим. TrendSpace), поставившего Грузию на международную фешн-сцену и открывшего дорогу другим грузинским дизайнерам. Сегодня в Грузии у каждого дизайнера имеется большой стимул творить и создавать нечто особенное.
Чего, на ваш взгляд, по-прежнему не хватает грузинской модной сцене?
Я думаю, на данный момент, учитывая скорость, с которой она двигается вперед, всего хватает - это грузинской моды не хватает в мире.
В чем сложность дизайна в Грузии? C какими трудностями и ограничениями приходится сталкиваться в процессе творчества?
Опять же на сегодняшний день все серьезным образом изменилось. В прошлом, за пределами Грузии не было необходимого количества клиентов, нужных связей. А сегодня мы видим очень большой прогресс: PR, продажи - все устремляется вверх, становясь более масштабным. Пожалуй, по-прежнему нелегко найти нужные материалы, но если раньше поиск походил на своего рода развлечение, но теперь это бизнес: большую часть материалов приходится привозить из-за границы. С другой стороны, во время поиска выхода из ситуации и рождаются самые оригинальные идеи и решения.
Вашу эстетику активно сравнивают с эстетикой Vetements. Параллели и правда нельзя не разглядеть: те же принципы «уродливой красоты», вещей «на вырост», советских идеалов и гендерной амбивалентности. Как вы сами к такому сравнению относитесь?
Конечно некоторые параллели есть. Грузия - страна маленькая, но со своими особенностями, историей, культурой, социальными факторами, экономическим положением и даже визуальным мышлением, так или иначе отражающимися на творчестве любого грузинского дизайнера. Демна продемонстрироовал грузинский дух, царящий на всей грузинской модной сцене.
Чем вас лично привлекает постсоветская эпоха?
Постсоветская эпоха очень близка к современной реальности. Для меня все постсоветские страны чем-то похожи: одна большая история, так или иначе похожая архитектура, менталитет и принципы прошлого поколения, имеющие отголоски в дне сегодняшнем.
Правда, в отличие от Демны Гвасалия, вы нередко обращаетесь в собственном творчестве к грузинскому наследию. Взять хотя бы изображение "Матери-Грузии", украсившее собой топ из вашей коллекции FW17/18.
А я считаю, что и в коллекциях Демны довольно сильно грузинское наследие. Кстати, "Мать-Грузия" - символ не только Тбилиси, но и сильной женщины. В некоторых регионах Грузии у женщин по-прежнему ограниченные права, что не может не волновать. Это одна из концепций моей последней коллекции, выражающая мое персональное мнение на этот счет.
Один из ваших коньков - костюмы. Почему? Имеет ли это какую-либо национальную привязку?
На то есть много причин. Одна из них - я просто люблю костюмы.
В то же время, бренд Situationist выходит далеко за пределы грузинской культуры. Ваши вещи универсальны в хорошем смысле - они из тех, что могут прийтись ко двору в совершенно любой стране. Планируете покорять международный рынок?
Время покажет. Не хочу опережать события.
Ваши любимые материалы - шерсть и кожа. Чего ждать еще? Может, денима?
Я традиционно имею дело с твердыми и натуральными материалами - люблю чувствовать форму. В этом смысле кожа, шерсть, хлопок - мои любимые материалы. Сейчас я работаю над 18-ой коллекцией и думаю над тем, чтобы добавить новые материалы.
Вас уже успели окрестить любимым грузинским брендом Беллы Хадид. На ком еще вы бы хотели увидеть собственные творения?
Когда я создаю одежду, я не думаю о том, кто ее наденет. Есть куча других источников для вдохновения. Грузия - идеальная страна для артиста: каждый день не похож на предыдущий, вдохновляют люди, в особенности старшего поколения, образ жизни, грузинская культура и грузинский характер. Грузия долгое время находилась в информационной изоляции из-за Железного Занавеса - отрезанной от всего того, что происходило за пределами СССР. Но даже тогда творческие люди желали и находили возможности выделяться, собственными силами меняя одну и ту же одежду до неузнаваемости. У меня много фотографий, подтверждающих эти факты, и я собираюсь использовать их для следующей коллекции.
В России марка SITUATIONIST официально представлена в штаб-квартире грузинских дизайнеров в Москве - шоу-руме SINAZE.