Радиоуправляемый терроризм: новая тактика Москвы
В Украине произошло уже несколько убийств высокопоставленных офицеров спецслужб, все с применением радиоуправляемых мин, которые закладывали под автомобили. Почему россияне обратились к такой тактике именно сейчас, и можно ли ей противодействовать - в материале LIGA.net.
Кто и как погиб
Лицо полковника (посмертно удостоен звания генерал-майора) Максима Шаповала накрыто полупрозрачной белой тканью. Над ним склоняются и загорелые военные, и отказывающиеся общаться с прессой крепкие мужчины в штатском. Курсанты и отставники, Виктор Муженко, Александр Турчинов - на церемонию прощания с убитым разведчиком в пятницу в столичном Доме офицеров пришли сотни человек. Глава Управления госохраны Валерий Гелетей напомнил, что Шаповал одним из первых попал в Донецкий аэропорт, и что на его счету десятки успешных операций в Донбассе. Президент Петр Порошенко пообещал, что за эту смерть противнику жестоко отомстят. Впрочем, руководители силового блока не ответили на другой вопрос: как защититься от новой тактики врага - подрывов высокопоставленных украинских военных на мирной территории с помощью радиоуправляемых мин.
Убийство Шаповала - третье за последние месяцы. В марте этим же способом - от взрыва заложенной под автомобиль мины - в Мариуполе погиб полковник СБУ, контрразведчик Александр Хараберюш. В этот вторник, 27 июня, в селе Ильиновка, что под Константиновкой на Донеччине, погиб полковник СБУ Юрий Возный.
Все эти люди были непубличными, до смерти их фотографий не было в интернете. "Безусловно, за ними велась целенаправленная слежка, - говорит пресс-офицер Главного управления разведки Министерства обороны Николай Красный. - Все эти убийства - тщательно спланированные и проведенные операции".
В частности, об этом свидетельствуют обстоятельства смерти Возного. "Машина с ним приехала на край села, они остановились у кладбища и стояли там какое-то время - наверняка, следили за чем-то, - сообщили LIGA.net в сельсовете Ильиновки. - Около восьми вечера прозвучал взрыв, в асфальте осталась воронка. Наше село в прифронтовой зоне, но здесь никогда не было ни боев, ни войск. Ни мин, ни снарядов никто никогда не находил. Так что взрывчатое вещество, наверняка, было на самом автомобиле".
Ответственность за убийства никто на себя не взял, ведущая расследование военная прокуратура о результатах пока не сообщает, однако украинское руководство во всех трех случаях подозревает российские спецслужбы. В частности, это утверждает секретарь СНБО Турчинов. Однако почему к такой тактике противник обратился лишь сейчас, на третий год войны?
Почему сейчас
"Действительно, раньше производились диверсии на объектах военной инфраструктуры, атаковались склады, арсеналы - а таких целенаправленных атак не было, - говорит LIGA.net журналист Юрий Бутусов. - Похоже, это повышение ставок. Путин не знает, как завершить эту войну. Вернуть оккупированные территории для него - политический крах. Возможности захватить Украину уже нет - понятно, что масштабное вторжение станет для России в разы страшнее, чем Чечня. Поэтому он перешел к диверсионным действиям. К тому же украинская разведка и СБУ работают все эффективнее, противник несет значительные потери в тылу. И понимает, что без противодействия их положение будет еще хуже".
Руководитель военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский поддерживает последний тезис. "Наверное, насолили мы им чем-то. И это расплата либо со стороны России, либо со стороны сепаратистов", - говорит он. Однако распространенную в СМИ версию, что Шаповала убили в ответ на недавнюю ликвидацию российской диверсионно-разведывательной группы на Луганщине, он считает маловероятной. "Такие акции не проводятся молниеносно, - говорит эксперт. - Им предшествует длительная агентурная подготовка. Необходимо установить личность, отследить ее маршруты. Мгновенной может быть разве что финальная фаза".
О том, удавалось ли украинским спецслужбам предотвращать подобные теракты, и Николай Красный, и Валерий Гелетей сообщить отказались. Бутусов вспоминает ликвидацию в 2014 году в Харькове диверсионной группы, щедро оснащенной и радиоуправляемыми минами, и другим оружием для ведения террористической деятельности. "Никто и не скажет, предотвращались ли похожие случаи, - поясняет LIGA.net Сунгуровский. - Ведь вскрытие информации - это вскрытие источника этой информации. Моментально будет какая-то реакция от противника. Лично я думаю, что такое было. Но подробности мы узнаем лишь после окончания конфликта. Разведчики тоже пишут мемуары - правда, спустя 30-50 лет после всех событий".
Как защититься
"Естественно, СБУ реагирует, принимает соответствующие меры, - говорит LIGA.net пресс-офицер службы Елена Гитлянская. - Но было бы неправильно с моей стороны говорить, что именно делает секретная служба".
После убийства Шаповала состоялось посвященное этому заседание СНБО. О его результатах общими словами сказано на сайте Совета нацбезопасности: "Одобрен ряд мер по усилению контртеррористического и контрразведывательного режима в Киеве и других регионах страны".
"Безусловно, сейчас проверяются все контакты убитых - ведь чтоб вычислить разведчиков, противнику была необходима помощь знакомых Шаповала или Хараберюша, - утверждает Бутусов. - Это могут быть предатели из числа сотрудников СБУ или ГУР. Или среди тех, кто работал там раньше. Или же те, кто их лично знают. Ведь то, что это произошло по наводке - однозначно".
Поможет ли проверка разведчиков предотвратить такие теракты в будущем? Военные настроены скептически. "От смерти не спастись никак, - говорит LIGA.net член Киевской организации ветеранов АТО Павел Недзельский. - Как сказал Путин, убить человека можно хоть на берегу Женевского озера. Если решение принято, то рано или поздно тебя ликвидируют. Но военные люди, и особенно разведчики, это понимают. Это лишь учит ценить жизнь, ценить время - и действовать".
Но после таких убийств повысилась вероятность терактов против гражданского населения, говорит Сунгуровский. Ведь в случаях и с Шаповалом, и с Хараберюшем преследовалась не одна цель. "То, что их убили в центрах городов - показательная акция, - говорит эксперт. - Кроме ликвидации человека, была и другая цель - посеять страх. И если стоит такая цель - противник может прибегнуть и к террористическим актам против гражданского населения. Там уже, как правило, немало жертв. Так что на это нашим спецслужбам сейчас необходимо обратить внимание".
Антон Семиженко.