Путин взялся за арест коррупционеров на фоне кризиса
На успешного и безупречно лояльного губернатора Коми Вячеслава Гайзера внезапно обрушилась путинская немилость - и этот коррупционный скандал показывает, что Кремль продолжает закручивать гайки, чтобы приструнить распоясавшиеся местные элиты. Дешевая нефть заставляет русских потуже затянуть пояса, поэтому Москва хочет открыто намекнуть региональным чиновникам, что им уже не позволено и дальше красть так же свободно, как раньше.
Казалось бы, по всем формальным параметрам Вячеслав Гайзер представлял собой образцового губернатора, поскольку родился и вырос в Республике Коми, успешно начал там карьеру в банковской сфере и довольно быстро пробился в местное правительство. В 2010 году президент Дмитрий Медведев назначил его губернатором, а в 2014 году он был переизбран на этот пост, набрав 78% голосов. Гайзер занимал 4-е место в прокремлевском «Рейтинге эффективности губернаторов», опубликованном Фондом развития гражданского общества, и был членом высшего совета «Единой России».
Однако теперь Следственный комитет РФ называет его лидером преступного сообщества, в которое, как предполагают следователи, входили также спикер областной думы, вице-губернатора и более десятка ряд других должностных лиц и местных бизнесменов. При обысках в домах и офисах местных чиновников были обнаружены дорогие часы, документы оффшорной компании и другие знакомые атрибуты наивысшей формы российской состоятельности. Теперь их обвиняют в незаконном отчуждении государственных долей лесоперерабатывающих предприятий, молокозавода, птицефабрики и других компаний региона. По мнению следствия, они действовали по схеме: умышленно неэффективное управление, затем присвоение или гарантированные государством займы и субсидии компаниям, контролируемым преступной группировкой.
История в целом довольно банальная, поскольку российские губернаторы славятся своей репутацией коррупционеров. Например, в этом году губернатор Сахалина был арестован за получение взятки. Однако, обычно такие жесткие меры применяются к провинившимся только после серии мягких предупреждений, и чаще всего в отношении тех неудачливых руководителей, которые тем или иным образом препятствуют избирательным достижениям пропутинской партии «Единая Россия». В то время как Гайзер усердно помогал «Единой России» победить на выборах: всего неделю назад он возглавлял местное отделение этой партии, закрепив ее победу с 58% голосов, и не похоже, что ему заранее что-то нашептывали о недовольстве Москвы.
Кроме того, это первый прецедент, когда была арестована вся команда губернатора целиком. Однако если руководителям Республики Коми, как уверяет следствие, удавалось на протяжении многих лет работать в составе преступного сообщества, создавая впечатление эффективной команды - это наводит на мысль, что такие же преступные сети действуют и в других регионах. Это может свидетельствовать о том, что вся система власти в России безнадежно погрязла в коррупции - хотя Путин вряд ли согласится когда-нибудь это признать. Тем не менее, российский президент пошел на невиданные ранее репрессивные меры, поскольку понимает, что повсеместное казнокрадство является одним из самых широких каналов, по которому из России утекают ресурсы. Хозяин Кремля любит использовать аресты и уголовные расследования, чтобы установить новые порядки, и теперь президент посылает сигнал губернаторам.
Хотя республика Коми богата природным газом, углем, бокситами и обеспечивает неограниченные поставки древесины, однако в прошлом году более пятой части ее бюджета приходилось на субсидии из Москвы, и при этом бюджет все еще находился в дефиците. А с ухудшением экономической ситуации коррупция становится для России еще более тяжелым бременем: «Крайне важно понимать, что политические рейтинги, хорошие результаты на выборах, любые другие заслуги не являются индульгенцией, когда речь идет о преступлении, о преступлении коррупционном, связанном с расхищением госимущества», - так прокомментировал арест губернатора Коми Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества.
Нефть продолжает дешеветь, и российское правительство обдумывает все способы обуздать расходы. Арест Гайзера нужен для того, чтобы держать губернаторов и других чиновников в постоянном напряжении и заставить их умерить свои аппетиты в отношении центральной власти. В сложившейся ситуации победа на местных выборах уже не считается большим достижением. Энергичное вливание денег в общую копилку - или, по крайней мере не столь активное ее опустошение - это в настоящее время более желательный результат.