Капелло: «В России не мог толком донести свои мысли»
Если еще вспомнить, что в послужном списке у него победы в Лиге чемпионов УЕФА и Суперкубке УЕФА с «Миланом» в 1994 году и работа со сборными Англии и России, станет ясно, что Фабио Капелло накопил богатейший опыт и знания. Мы не могли упустить шанс поговорить с ним на июньском Форуме тренеров Юношеской лиги УЕФА в Ньоне.
- Как вы превратились из футболиста в тренера? - В 1980 году я закончил играть и начал тренировать 15-летних мальчишек в «Милане». Потом взял группу 17-18-летних, дальше стал работать с 20-летними. Пять лет я тренировал юношеские команды. На мой взгляд, любой тренер с высокими стремлениями должен понимать, как работать с молодежью.
- Когда вы начали тренировать главную команду?
- В 1987 году я стал помощником главного тренера «Милана» Нильса Лидхольма. Президент попросил меня взять на себя последние пять матчей, и мы вышли в Кубок УЕФА. Нильс Лидхольм остался в клубе, чего я очень хотел. Этот тренер вошел в историю итальянского футбола. Он обладал неисчерпаемым опытом и много дал футболу.
- Вы занимались в научно-методическом центре Футбольной федерации Италии в Коверчано, набирались опыта в других видах спорта.
- Я работал в [миланском мультиспортивном клубе] «Медиоланум Спорт», отвечал за баскетбол, хоккей с шайбой, регби и волейбол. Получил огромную пользу, научился понимать психологию разных видов спорта, разных игроков, разных подходов к матчам. Президент «Милана» Сильвио Берлускони отправил меня на курсы по менеджменту. Все это оказалось очень ценно.
- Можете выделить кого-то, кто особенно сильно повлиял на вашу тренерскую карьеру?
- В «Роме» мне повезло играть у Элленио Эрреры, который тренировал великий «Интер» 60-х. Он говорил простые вещи. «Ты играешь так, как ты тренируешься». Говорил, что нельзя тренироваться на скорости 60 км/ч и полагать, что в день матча ты сыграешь на 100 км/ч. Потом, в конце карьеры игрока, я выступал под руководством Лидхольма. Благодаря ему, я осознал, что игрок всегда может развиваться технически. Важно работать над тактикой, но не менее важно совершенствовать технику.
Карло Анчелотти в прошлом году рассказал, что одним из главных учителей считает Нильса Лидхольма. По его словам, он не пытался копировать Лидхольма, но все равно многому у него научился.
Лидхольм был очень спокойным человеком, потрясающей личностью. У него я научился понимать важность моментов, через которые проходит твоя команда. Он всегда источал абсолютное спокойствие.
- Правда ли что тренер может черпать вдохновение в самых разных источниках, однако в итоге он все равно должен оставаться самим собой?
- Наша работа - как любая творческая работа - заключается в том, чтобы смотреть вокруг и копировать. Но когда ты что-то скопировал, надо привести все в соответствие со своими собственными идеями. Вспомните великих художников... Пикассо копировал африканских художников и стал гением. Моя философия - «копируй и развивай»...
- Вы возглавляли большие клубы и сборные. В чем главное отличие между работой в сборной и в клубе?
- Это разные занятия. Работа со сборной не имеет ничего общего с работой в клубе. Тренеру сборной очень везет, если удается создать костяк команды на основе одного-двух клубов. Победная психология, желание, возможность работать со своим тренерским штабом - все это тоже имеет значение, но важнее всего суметь быстро реализовать свои футбольные идеи непосредственно на поле. Тебе также надо найти в команде лидеров. Если не получится, будет тяжело.
- В сборной у тренера совсем мало времени на работу с игроками...
- Если матч в четверг, игроки приезжают в понедельник после игр в национальных чемпионатах, и на этот день ты ничего не можешь планировать. Во вторник у тебя «полтренировки», в среду ты готовишься к матчу, а в четверг уже играть. Важно иметь группу игроков, которые ассоциируют себя со сборной и хотят побеждать. В клубе тренер видит игроков каждый день и понимает, как строить работу, что надо улучшить, в чем можно прибавить. Когда команда побеждает или проигрывает, он может поработать над психологией, это каждодневная работа. В сборной совершенно иначе.
- Ваши команды традиционно хорошо готовы физически и играют очень интенсивно. Какое значение в общем тренировочном процессе вы отводите работе над физическими кондициями?
- Нужно найти правильный баланс. Полагаю, самое главное - работа на предсезонных сборах. Я всегда отмечал, как важно заложить хорошую базу в межсезонье. Но тут многое зависит от того, в каком чемпионате вы работаете. В Англии играют все время, на тренировки толком не остается времени, нужно восстанавливаться. В Испании и Италии больше свободы. Также надо учитывать, в каких турнирах вы участвуете, ведь еврокубки влекут за собой насыщенный график. Всегда говорил, что можно планировать, но самое главное для тренера - наметанный глаз. Он должен уметь оценивать уровень готовности команды и определять, какой характер носят проблемы - физический или психологический. В наши дни очень много также надо работать над техникой и скоростью.
- Как приспосабливаются тренеры к работе в разных странах?
- Основываясь на своем опыте, могу сказать, что в Италии надо привыкать к городу, где ты работаешь. Между работой в «Роме», «Ювентусе» и «Милане» есть огромная разница. Если отправляешься в другую страну, например, в Испанию, надо четко представлять, куда ты едешь. Футболисты привыкли к тому или иному подходу, там другой футбол, другая культура, другие особенности работы с прессой... В Италии разница между «Ромой» и «Миланом» велика, но между Италией и Испанией она куда больше. Естественно, если едешь тренировать в Англию, то нужно представлять тамошние обычаи и все в таком духе.
- В общем, нужно быть гибким психологически...
- У тебя могут быть свои идеи, футбольная философия и манера управления командой, но важно понимать, где ты работаешь. В противном случае возникнут серьезные проблемы.
- Если тренируешь за границей, то общение важно вдвойне...
- Безусловно, с этим бывают проблемы. Когда я руководил сборной России, два футболиста знали испанский, еще двое говорили по-английски. С игроками я общался только через переводчика. В таких условиях нельзя толком донести свои мысли, причем не так уж важно, переживает ли команда плохие времена или хорошие.
Какое достижение принесло вам наибольшее удовольствие?
Командой, которая принесла мне много трофеев и приятных эмоций, был «Милан». Но та команда уже была построена, мне лишь нужно было изменить пару деталей. Самые большие проблемы были в «Роме», у той команды вообще не было психологии победителей. В «Реал» я приходил дважды, причем во втором случае - после нескольких лет без единого трофея. Наверное, тот этап и был самым приятным. В 2007 году мы вырвали чемпионский титул у «Барселоны», хотя незадолго до финиша сильно отставали.
- Серьезное достижение! Расскажите подробнее.
- Я сказал команде, что она так же сильна, как и «Барселона». В плане как качества, так и стиля игры. Я сказал, что нам нужно играть каждый матч, будто это финал. И если «Барселона» все равно финиширует выше нас, то так тому и быть - мы просто ей похлопаем.
- Вам удалось создать прекрасную атмосферу в концовке того сезона...
- У нас был уникальный командный дух, сумасшедшая самоотдача. Очень важно сказать о ключевой роли, которую играет психология для опытных игроков... и как она может их блокировать. Последний матч мы проводили против «Мальорки». У нас с «Барселоной» было поровну очков, но по личным встречам мы ее превосходили и в случае победы становились чемпионами. Но в первом тайме игроки сборных - опытные футболисты - играли со страхом. Все делали неправильно. И к перерыву мы уступали в один мяч.
Что вы предприняли?
Обычно я просил игроков не говорить ни слова первые четыре-пять минут. Они могли переодеться, умыться, заняться чем угодно. Потому что если начинаешь говорить как только входишь в раздевалку, то на нервах можешь ляпнуть глупость. Тренер должен сохранять спокойствие. Я использовал те несколько минут, чтобы подумать, что нужно изменить. Тактическая перестановка - вещь несложная, но иногда нужно серьезно поработать над психологией команды.
- Как это было в данном случае?
- Нельзя всегда делать одно и то же, чтобы поменять ситуацию. Иногда нужно наорать, чтобы разбудить игроков. Но что делать в моменты страха? Что сказать? Я воспользовался той паузой, чтобы подумать. Показать, что расстроен? Посмеяться? Говорить тихо и спокойно? Обычно я стою перед игроками и говорю, что нужно делать. В тот раз, поскольку игроками овладел страх, я попросил одного из них подвинуться и сел. На том же уровне, что и они. Сказал им, что мы добились выдающегося результата, и спросил, зачем мы дарим «Барселоне» этот титул. Сказал: «Идите на поле и играйте, как на тренировке». Вот и все. Ничего больше не говорил. И мы вернулись, выиграли и получили звание чемпионов.
- Кто из игроков, которых вы тренировали, выделялся?
- Лучшим футболистом, которого я тренировал, был Роналдо, хотя в итоге я его продал из «Реала»! Ни у одного игрока, которого я когда-либо видел, не было такой великолепной скоростной техники. На отрезках более 30 метров он делал невероятные вещи на полной скорости: рывки, остановки, смены направления...
- Вы приехали на Форум тренеров Юношеской лиги УЕФА. По ходу вашей тренерской карьеры вам удавалось диктовать свою философию клубам? Вы могли влиять на развитие молодых игроков?
- Когда я приходил в клуб, то сразу переводил в первую команду 4-5 футболистов из молодежного состава. Иногда советовался с теми, кто отвечает за молодежную команду, интересовался, кого взять потренироваться с первой командой. Это помогало узнать характер футболиста и понять, сможет ли он адаптироваться в главной команде.
- Что делать, если молодежь испытывает трудности с адаптацией?
- Если, потренировавшись с нами, молодой зазнавался, мы отстраняли его от работы с первой командой. И игрок понимал: если мы его вернем, он должен будет выкладываться гораздо больше, чтобы получить шанс. Постепенно становится понятно, что, допустим, один футболист уже готов к игре за первую команду, а второго лучше отправить в аренду набираться опыта. У некоторых молодых сильный характер, и они выходят на поле без страха, но есть категория игроков, которым не хватает такой уверенности в себе.
- Насколько отличается современный процесс управления игроками от прошлых лет?
- Разница огромна. Необходимо учитывать множество факторов. В определенных аспектах тогда управлять игроками было проще. Сейчас у игроков много разных прихотей под влиянием агентов, а раньше все это мог регулировать клуб. Тогда было проще. Был президент, который принимал решения, и был тренер, который управлял командой. Сейчас есть агенты и владельцы клубов из разных стран с разной культурой. Правила изменились, и это затрудняет жизнь тренера.
- На каком-то этапе тренер может пойти на компромиссы. Где тот предел, который нельзя переступать, идя на компромиссы с владельцами и игроками?
- Я никогда не шел на компромиссы. Команда - это моя ответственность. Тренер должен быть сильной личностью. Ты должен быть честен, но в то же время иметь сильный характер, чтобы твердо стоять на своем, когда ты прав. Если сдашь свои позиции, в том числе и с игроками, то покажешь слабость. Нашу работу оценивают по тому, как мы ладим со звездами, как относимся к молодежи, как ведем себя после побед или поражений, как реагируем в тех или иных ситуациях и так далее. Тренер постоянно находится под пристальным вниманием, поэтому он должен быть предельно осторожным и подготовленным. Я одинаково отношусь и к звездам, и к молодежи. Никто никогда меня не спросил: «Почему вы мне это говорите, а ему нет?» или «Почему ему можно, а мне нет?» Если мы хотим побеждать, в команде должны быть все равны. Если не хотите побеждать... тогда идите на компромиссы.
- Как будет развиваться футбол тактически и технически?
- Уверен, в будущем футбол станет более ориентированным на тактику, поэтому в этом компоненте надо быть на должном уровне, нужно лучше готовиться и быть быстрее технически. Нужно будет более сосредоточенно следить за происходящем на поле. Мы далеко продвинулись в плане статистики и таких вещей, как мониторинг пульса или видеотехнологии, которые позволяют следить, как работает ваша команда, чтобы затем было проще донести до нее свои идеи.
- А в плане тактических схем?
- Нельзя всегда играть по одной схеме. Все зависит от того, какие игроки в твоем распоряжении. Вино готовят из того винограда, который есть. Нельзя из любого сорта сделать шампанское или бордо. Надо посмотреть на виноград и понять, что из него может получиться. Нужно вычленить информацию, которая поможет игрокам показать свой лучший футбол. Тренер должен уметь осознавать потенциал своей команды.
- И последний вопрос: что самое тяжелое в карьере тренера?
- Выбирать - 11 игроков в стартовый состав. Решение, кого оставить на скамейке, а кого и на трибунах. Вот самое тяжелое. Это требует мужества и психологии победителя. Нужно моральные силы и понимание ситуации, чтобы понять, почему игрок, готовый на 85%, может сыграть лучше - или хуже - другого. Надо знать цену игрокам. Если вы ее не знаете, вы не поможете им стать лучше.