Одесский кинофестиваль: немецкий кинорежиссер провел творческую встречу в рамках Летней киношколы
Кинорежиссер, сценарист, представитель «берлинской школы» Кристиан Петцольд, член жюри Международной конкурсной программы Восьмого Одесского Международного кинофестиваля провел творческую встречу в Фестивальном центре «Родина» в рамках работы Летней киношколы.
«Сегодня я не хочу говорить о себе, хочу говорить о кино, - заявил мэтр в начале встречи. - Мы начнем с нескольких сцен фильмов. Это две сцены, первая из работы Франсуа Трюффо «Нежная кожа» 1964 года, вторая - «Французский связной» Уильяма Фридкина 1971 года».
Говоря о фильме Франсуа Трюффо, Петцольд подчеркнул: «Мы посмотрели сорок секунд этого фильма: старенький профессор литературы наблюдает за женщиной, которая переобувается за шторой, он видит ее оголенные ноги и влюбляется. В своем интервью спустя 20 лет после премьеры фильма Трюффо сказал, что эта сцена была неудачной. Он долго показывал эти ноги и всего лишь пять секунд - лицо мужчины. В кино должно быть наоборот, это в рекламе всегда показывают объект: машины, смартфоны. Кино же показывает людей, которые чего-то хотят. В этом случае главный - мужчина, а не женские ноги, а мы его теряем. Я много чему научился благодаря этой его ошибке».
Фильм «Французский связной» вызвал такое замечание знаменитости: «В этой сцене погони я вижу моральную идею. Джин Хэкман - полисмен, который должен поехать в бедный район. Вы видели людей, которые просто живут своей жизнью, и тут вдруг начинается стрельба, Джина хотят убить. Его в кадре показывают через прицел, с позиции снайпера - это моральная позиция камеры. В то время не было лучшей сцены погони, чем эта. Им это удалось потому, что они имели идею, дело не только в навыках. Смысл состоит в том, что убийца входит в нашу обычную жизнь, но в то же время у нас есть сочувствие к нему. Режиссер думал не об эффектах, а о морали».
По окончании встречи мастера поблагодарили аплодисментами. Среди кинонаград Петцольда - Серебряный медведь 62-го Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссуру (фильм «Барбара»). Режиссер дважды становился обладателем приза FIPRESCI: в 2003 году на Берлинале (фильм «Вольфсбург»), в 2014 году на кинофестивале в Сан-Себастьяне (фильм «Феникс»).
Киноленты Петцольда также были номинированы на главные призы различных престижных кинофестивалей, а именно: номинация на лучший фильм основного конкурса Берлинского кинофестиваля («Призраки» в 2005 году, «Йелла» в 2007-ом, «Барбара» в 2012-ом), номинация на лучшую картину главного конкурса 65-го Венецианского кинофестиваля («Йерихов»), номинация на приз Европейской киноакадемии за лучший фильм («Барбара» в 2012 году). Фильм «Феникс» претендовал на главную награду 62-го кинофестиваля в Сан-Себастьяне.
Лауреат премии «Лола» Немецкой киноакадемии работает в стилистике «нового реализма», обращает особое внимание на детали и стремится представить действительность без прикрас. В кинолентах Петцольда присутствуют элементы саспенса и мистицизма. Учителями лидера «берлинской школы» были такие мастера документалистики, как Хартмут Битомски и Харун Фароки.
Напомним, что на Седьмом Одесском кинофестивале Кристиан Петцольд лично представил ретроспективу из 4-х фильмов - «Йелла», «Йерихов», «Барбара» и «Феникс» - и провел мастер-класс в рамках Летней киношколы.