Жилье на Донбассе: трехкомнатную квартиру можно купить за $3 тысячи, а в Донецке окраины стали элитными
В шахтерской столице продают недвижимость даже в районе аэропорта. Люди верят – война скоро закончится, и все отстроят
О том, что рынок недвижимости в Донецке не имеет никаких правил игры и живет по принципу "хоть как-то хоть что-то", свидетельствуют цены на квартиры в столице Донбасса и ее окрестностях. Метод формирования цены, пожалуй, лучше всего характеризует цепочку " спрос – предложение", а состоявшаяся сделка может какое-то время вызывать удивление и продавцов, и у покупателей, и у риелторов.
К примеру, за $40 тысяч можно купить как "двушку", так и "трешку" в одном районе в примерно одинаковом состоянии. Можно за 45 тысяч приобрести четырехкомнатную в центре в состоянии "въезжай и живи", а кто-то хочет 50 тысяч без торга за двухкомнатную в районе донецкого аэропорта.
Впрочем, донецкие риелторы говорят о том, что рухнувший в ноль этой зимой рынок "квадратов" и неугловых"чешек" обнаружил признаки жизни и пытается подняться на ноги. Помогает ему в этом предыдущее падение, сбившее цены до минимума, а мешает устойчиво подняться неразбериха в законодательстве, военная ситуация на Донбассе и страх потенциальных покупателей вкладываться в недвижимость, пусть даже по относительно бросовым ценам.
"За $25-30 тысяч можно купить двухкомнатную квартиру в центре Донецка, например, на проспекте Гурова, но сейчас набирают популярность спальные районы. Такого не было уже очень давно, если вообще было! – поделилась с Сегодня.ua риелтор Юлия Стрельченко. – Квартиры там потихоньку начали дорожать, и если три месяца назад двухкомнатная, к примеру, на Пролетарке стоила около $15 тысяч, то сейчас речь идет уже о $20 тысячах. Дома и квартиры продаются-покупаются примерно в одинаковой доле, но судя по спросу, квартиры все-таки более предпочтительны".
Также риелторы подметили еще один интересный факт. Много предложений о покупке квартиры в Донецке от жителей прифронтовых городов и районов Курахово, Марьинки и др. Люди пользуются пока еще более-менее низкими ценами на жилье в столице Донбасса и говорят о том, что в их городах им труднее, чем в Донецке – обстрелы боевиков разрушают инфраструктуру и не дают нормально жить. "Можно купить жилье в Донецке, а не уезжать за сотни километров и ждать, когда все закончится", – так определил свою позицию житель Марьинки Юрий Ковалев. За $15 тысяч он купил 2-комнатную квартиру в микрорайоне Текстильщик, который тоже пользуется популярностью у покупателей и продавцов жилья. "Отсюда до Марьинки не очень далеко, там остались родители, с ними связь не пропадет и можно к ним быстро добраться, если надо", – говорит Юрий.
Сделки дороже $25-30 тысяч считаются в Донецке рисковыми. Риелторы говорят, что мало кто готов вкладывать их в покупку жилья, пусть это даже будет четырехкомнатная квартира в центре. "В Донецке по-прежнему не работают нотариусы, но сделки идут через украинскую сторону, заносятся в реестры Украины, все законно. В "ДНР" объявили о создании собственного нотариата и реестра сделок, но, я думаю, что этот "реестр" будет просто дублировать уже имеющийся украинский", – рассказал Сегодня.ua донецкий риелтор Станислав Куций.
По-прежнему мечтают о покупателях с тугим кошельком агенты недвижимости, пытающиеся продать квартиры в новостройках, завлекая скидками до 70% с цены и бесплатным паркингом в придачу. Но даже в этом случае никто не спешит в Донецк с 4-6 миллионами гривен покупать видовую квартиру на бульваре Шевченко или евродизайн в "обкомовском" доме. "Центр не готов торговаться и сбрасывать кардинально цену, в отличие от окраин – поэтому на Артема, Университетской, бульваре Пушкина, Комсомольском проспекте нужно искать горячие предложения, например, продажу в связи со срочным выездом. Тогда хозяева готовы изменить цену, но такие случаи редки, очень редки. Мы периодически и не раз слышали такой себе "Сказ о сделке в $10 тысяч за двухуровневую квартиру на проспекте Ильича", но в таких рассказах очень много настораживающих моментов и недосказанностей, поэтому относиться к ним, как к тенденции я не могу", – говорит риелтор Александр Крайнов.
Продавцы квартир, в свою очередь, не спешат сообщать о некоторых нюансах расположения своего товара. Известно, что в Донецке есть так называемая "красная зона" – районы вокруг аэропорта и в Петровском районе, где вероятность обстрелов постоянно находится возле отметки "часто". В "красной зоне" тоже продаются дома и квартиры, но владельцы не спешат сообщать, что жилье находится в зоне обстрелов. "Так уже три дня как не стреляют! – сообщил по телефону владелец "двушки" на Партизанском проспекте, который хотел бы ее продать за $30 тысяч. – Так что война, считай, окончилась, можно покупать квартиру, а район отстроят, все будет как раньше".
Продавец жилья с улицы Батищева (возле Шахтерской площади) не теряет надежды продать "шикарную пятикомнатную квартиру с дизайнерским ремонтом на 130 кв. метрах на 6-м этаже десятиэтажного дома "хотя бы за $65 тысяч. Три спальни и два санузла. "Тихий двор, супермаркеты, детская площадка!" – указывает автор в объявлении, правда, умалчивая, что до ближайшего супермаркета придется пройти с полкилометра. В этом районе закрытых учреждений больше, чем открытых.
В том же Киевском районе, но ближе к "горячей точке", аэропорту, за $17500 можно стать обладателем двухкомнатной квартиры и впридачу получить стиральную машину, встроенную печь, холодильник, кондиционер и дорогую люстру. Хозяин готов оставить почти всю мебель, только чтобы покинуть опасный район, судя по всему, навсегда.
К слову, за эту же сумму можно стать обладателем трехкомнатной квартиры, но уже в Макеевке. Чем дальше – тем дешевле: к примеру, в Снежном 3-комнатные квартиры готовы продавать за $3-4 тысячи. Или обменивать на авто. "Не бомбят и не стреляют, голубое безоблачное небо над головой. 30 километров до границы с РФ", – так расписывает в своем объявлении все прелести жилья собственник.
Что интересно – очень много квартир продается с мебелью. "Это вызывает опасения у покупателей. Они думают, что это "отжатые" квартиры, которые новые "владельцы" сбрасывают за пустячные суммы, лишь бы получить на руки деньги и исчезнуть. В принципе, так все и выглядит, поэтому лично я не работаю с подобными предложениями, либо же – если указана адекватная цена, а не "возьмите хоть за какие-то деньги все", – говорит Станислав Куций.