Люстрация имеет шансы так и остаться лишь красивым словом
Возвращение Конституционного суда к проверке закона о люстрации вызвало возмущение правительства, обвиняет суд в "реваншизме". А Верховная Рада до сих пор не внесла рекомендованных Венецианской комиссией изменений, сообщает Deutche Welle.
Как только украинский Минюст отчитался о результатах первого года работы люстрационного закона, доложив о 760 освобожденных в соответствии с ним представителей власти, над документом вновь нависла угроза отмены. Ведь Конституционный суд Украины сообщил, что уже в четверг, 22 октября, вернется к рассмотрению дела о конституционности этого закона. Под прицелом судей - положение, запрещающие занимать государственные должности представителям власти времен президентства Виктора Януковича, включая судей, которые принимали решения против участников Евромайдана конце 2013 - начале 2014 лет.
Верховный суд Украины, который параллельно некоторых нардепов (преимущественно от партии "Оппозиционный блок") внес в КСУ соответствующее представление еще в марте этого года, обвиняет люстрационный документ в том, что он устанавливает обратное действие закона. А это, мол, "может свидетельствовать о несоответствии Конституции". В частности, ВСУ обеспокоило то, что основанием для увольнения чиновника, согласно закону, является даже сам факт его участия в работе того или иного государственного органа. То есть под действие документа, предупреждали в ВСУ, подпадают даже те, чья деятельность была на работе вполне законной.
Предостережение Венецианской комиссии
В апреле рассмотрение этого дела КСУ было перенесено после того, как об этом попросил соавтор закона, депутат от "Народного фронта" Леонид Емец, пообещав устранить спорные вопросы путем внесения депутатами изменений в документ. Впрочем, полгода спустя закон до сих пор остается в прежнем виде. Последние изменения в него, согласно сообщениям на сайте Верховной Рады, вносились в январе этого года. И это несмотря на то, что с рекомендациями Киеву несколько модифицировать документ в своем заключении обращалась в том числе и Венецианская комиссия. Правда, замечания европейских юристов отличаются от упреков инициаторов рассмотрения дела в КСУ. В комиссии говорили только о том факте, что закон сразу преследует две цели - очищение власти от потенциально опасных для демократии людей (собственно люстрация), но также и чиновников, причастных к коррупции. "Попытки разобраться с вызовами в одном законодательном акте и с помощью идентичных средств не является оптимальным", - отметили тогда в комиссии. Зато саму цель закона - очистить власть от угрожающих призраков режима Януковича - юристы Совета Европы назвали оправданной.
Проект изменений в закон, который должен устранить указанные недостатки, уже давно был подан в парламент и получил окончательную поддержку Венецианской комиссии, утверждает его соавтор, народный депутат от "Народного фронта" Леонид Емец. Однако на вопрос, почему документ пока так и не был рассмотрен парламентом, ответить не смог. "Я не думаю, что здесь есть какая-то злая воля. Просто у нас сейчас постоянно есть какие-то наиболее первоочередные законопроекты - связаны ли с МВФ, или с изменениями в конституцию, или еще с чем-то. Насколько я понимаю, эта сессия должна стать той, на которой будет принят этот закон. То есть речь идет о ближайших неделях", - пояснил Емец.
"Реакционность" Конституционного суда?
Узнав о возвращении КСУ к рассмотрению дела, в Минюсте начали бить тревогу, намекая на то, что суд таки может признать закон неконституционным. При этом в министерстве говорят о "реакционности" нынешнего состава суда и особенно отмечают причастность его судей к неправомерным действий во времена президентства Януковича. По его словам, правительство намерено в четверг отправить в суд своего представителя, руководительницу департамента по вопросам люстрации Минюста Татьяна Козаченко "с соответствующей правовой позицией".
Последняя между тем уже выложила свою позицию на своей странице в соцсети Facebook. "7 судей из 18 сделали конституционный переворот в 2010 в пользу Януковича, фактически субъекты на люстрацию", - написала Козаченко. По ее словам, новость о возвращении КСУ к рассмотрению дела явилась через неделю после того, как председателю Государственной фискальной службы Украины были представлены люстрационные списки с именами 77 человек из рядов руководящего состава, прежде всего таможни. О неутешительных результатах проверки в ГФС заявил в среду и Яценюк. "42 процента высшего руководства центрального аппарата ГФС подлежат немедленному освобождению. 15 процентов высшего руководства службы в областях также подлежат немедленному освобождению", - заявил премьер.
Неслучайная внезапность
Поэтому в Минюсте намекают на то, что разгромные результаты проверки в ГФС и внезапное возвращение КСУ к рассмотрению дела о конституционности закона о люстрации - связанные между собой вещи. "То, как это делается, кем это делается - это покушение на убийство не Закона, а шанса избежать нам того, чтобы реваншисты снова получили доступ к должностям", - не скрывает возмущения Козаченко. Причинно-следственная связь между проверками и новостью с КСУ видит и Леонид Емец. "У нас борцов с борцами с коррупцией больше, чем тех, кто хочет с этой коррупцией бороться", - говорит он. При этом депутат особо возмущается тем, что его как представителя парламента в суде и, соответственно, сторону процесса "сообщили о завтрашнем заседании только сегодня". "Я должна за один день ознакомиться с материалами дела и подготовить свои замечания. Это приводит к мысли о каких-то махинациях", - комментирует депутат.
Зато партия "Оппозиционный блок", депутаты от которой выступили одними из инициаторов проверки закона на конституционность, уже поспешила распространить заявление со словами в защиту КСУ. "Закон о люстрации противоречит Конституции. Люстрации власть прикрывает собственную коррупцию, за которую ей рано или поздно придется отвечать. Мы не сомневаемся в негативном вердикте судей по этому закону", - говорится в заявлении, обнародованном на официальном сайте партии.