Керченский фотограф Игорь Крюков об искусстве видеть сложное в простом
Сайт KERCH.COM.RU уже писал о керчанине Игоре Крюкове, который вошел в список лучших мировых концептуальных фотографов по версии международной премии 35AWARDS. Расставляя предметы, выставляя освещение, вкладывая в это свой творческий замысел, Игорь создает невероятные вещи.
Встреча с фотохудожником состоялась на керченской набережной. Игорь признался: с определенных пор не выходит на улицу без фотоаппарата, он стал его главным увлечением на долгие годы. "Помню, был "Гелиос", это было лет пять-шесть... Потом был долгий перерыв, и где-то в 2000 году я купил первую цифровую камеру", - вспоминает керчанин. С момента приобретения первой цифровой камеры он сменил несколько аппаратов, остановившись на одной известной марке. Игорь Крюков сторонник профессионального оборудования и профессионального подхода, однако одна лишь техника далеко не залог успеха, считает он: "Очень много признанных, но никто не знает, сколько у них было дублей. Я придерживаюсь такой точки зрения: человек должен видеть кадр. Это никакой не дар, это навык".
Керчанин вспоминает: поначалу тратил достаточно много времени на поиск композиции, потом это стало приходить само по себе. Примечательно, что конкурсные работы родились тоже в своем роде спонтанно: "Это появляется само собой. Взял что-то в руку, на работе, или где-то произошла ситуация, иногда запомнил, иногда записал. Мысль теряется достаточно быстро, но фотографию видишь сразу. Видишь, что получится из этой мысли".
Игорь признается: соседствовать с фотохудожником непросто. Ради одного удачного снимка керчанин способен встать посреди ночи, отправиться на кухню вместе с громоздким оборудованием и приступить к созданию натюрморта. "Семья страдает, - со смехом отмечает фотограф. - Иногда приходится на кухню волочить все эти палки, елки. Но никто не говорил, что будет легко. Требует жертв. Легко получаются только кошечки. Кто знает, тот прекрасно меня понимает".
По мнению Игоря Крюкова, любой фотограф выбирает для себя одну сферу, в которой развивается, стремясь достичь определенных высот. Для нашего собеседника это натюрморт, колдовать над предметами - особая страсть. Керчанин поясняет: "Они слушаются, они никуда не торопятся, не нужно заставлять их что-то делать. Что касается натюрмортов, они ставятся сами по себе".
Тем не менее, найти тот самый предмет бывает непросто. "Кто со мной знаком, знает, - объясняет Игорь, - то гвоздь принесет какой-то, допустим, 37-го года, кованый, красивейший, или ключ огромный от каких-то ворот. У нас в городе достаточно много такого, древний город. На барахолку, блошиный рынок, бывает, выхожу, там тоже попадаются интересные вещи, живописные. Например, граненый стакан советский не так давно нашел все-таки. Было достаточно сложно найти настоящий".
К слову, Игорь Крюков совершенно не обрабатывает свои работы и уверен в том, что ретушер - стезя, совершенно отдельная от фотографии. Порой, чтобы достичь определенного эффекта, керчанин приспосабливает на объектив фотоаппарат... простой полиэтиленовый пакет.
Что касается концептуального искусства, Игорь Крюков отмечает: каждый человек видит в этих снимках что-то свое, художник не должен что-то объяснять. Творческий замысел прочно переплетается с реалиями жизни, и если картинка трогает - значит, все получилось.