Почему в 2016 году жить будем лучше
"2015 год был для Украины еще неплохим годом. Скоро об этом узнаете". Одна из самых популярных шуток последних двух недель.
Несмотря на заверения экономистов, что "дно" падения Украина прощупала в 2015 году, позитивных прогнозов не так-то и много.
Рост экономики в следующем году видят пока только в правительстве и Национальном банке. Напомним, бюджет страны на будущий год сверстан исходя из прогноза роста ВВП на уровне 2%.
В свою очередь, международные финансовые институты видят Украину, которая топчется на месте. Их прогнозы около "нуля".
То есть расти двузначными темпами в ближайшее время мы не собираемся, и очевидно, что в этому году будет не легче.
Тем не менее, ЭП решила провести опрос с жизнеутверждающей формулировкой "Почему в 2016 году жить станет лучше?".
Опрашивали преимущественно представителей бизнеса, а также одного экс-министра, одного главу Нацбанка, одного главу большой госкомпании и одного реформатора.
Что из этого вышло?
Андрей Пивоварский, министр инфраструктуры Украины
Почему в следующем году будет жить хорошо? Очень сложные структурные изменения уже пройдены. Сейчас необходима просто кропотливая работа для завершения процессов, которые уже запущены.
Сложнее всего было загружать предприятия. Сложнее всего было находить деньги, чтобы выводить людей на рабочую пятидневку. Сложнее всего было собирать и открывать данные.
В следующем году – это уже все будет, и можно будет принимать стратегические решения на основании тех данных, которые раскрыли.
Бизнес уже в этом году почувствовал разницу, а в следующем году еще больше почувствует.
Простые пользователи транспорта – железной и автомобильной дороги - должны в следующем году почувствовать более качественные изменения. Будут массово выходить с ремонта пассажирские вагоны и это также будут новые ощущения.
Александр Ольшанский, руководитель холдинга Internet Invest Group
Я на 2016 год не вижу предпосылок к восстановлению экономики. В лучшем случае мы прекратим падать. Какие-то надежды я связываю с 2017 годом. Если вы падаете, вы сорвались с холма и катитесь вниз, то хорошо бы по дороге за что-нибудь цепляться, что-нибудь делать, а потом уже пытаться снова лезть наверх.
С точки зрения Украинского государства я не вижу никакой продуктивной деятельности в этом направлении. Все что происходит, не ведет к стимулированию экономики. К сожалению, вот уже два года ничего не происходит и часто происходит обратное.
Необъявленная война государства против бизнеса продолжается. Она продолжается 20 лет. Я считаю, что в Украине 20 лет происходит необъявленная война против людей с инициативой, которые что-то хотят сделать.
Сейчас же поощряются лишь те люди, которые добавочную стоимость не производят, что-то контролируют, делят, охраняют. Мне кажется, что суть украинского государства такова.
Мы научились бороться и выживать. Понятно, что есть война, падение ВВП и покупательского спроса. Но я думаю, что украинский бизнес и экономика никуда не денутся и к 2017 году даже в этих условиях начнет расти. Падать будет некуда, но в 2016 я сомневаюсь и пока не вижу предпосылок.
Валерия Гонтарева, глава Национального банка
В следующем году однозначно жить будет лучше, чем в уходящем.
Обозначу основные предпосылки для этого.
Во-первых, будет полностью очищен банковский рынок и совершена его полная перезагрузка. Это значит, что в банковской системе останутся только здоровые и прозрачные банки, которым население сможет доверять.
Во-вторых, сейчас у банков свободная ликвидность превышает 100 млрд гривен. Если будет проведена судебная реформа и усилены права кредиторов, банки начнут этими деньгами кредитовать и мы увидим медленное восстановление экономики.
В-третьих, инфляция в этом году по нашим прогнозам составит 44%. Целевой показатель на следующий год - 12%. Это означает, что рост цен будет идти медленнее и инфляция в следующем году намного меньше "съест" доходов населения.
Алекс Лисситса, президент Украинского клуба аграрного бизнеса, генеральный директор "Индустриальной молочной компании"
В следующем году будет все хорошо, потому как мы этого не ждем. Мы не ждем ничего нового и позитивного от власти и это хорошо, потому, что это позволит нам сконцентрироваться на наших личных вопросах, которые мы последние два года опускали.
Мы станем больше думать о собственном благополучии, проявляя традиционно высокую степень изобретательности. Достигнув дна в 2015 году, незаметно начнет восстанавливаться экономика, а Украина опять неожиданно вырастит рекордный урожай.
И все будет у нас хорошо и славненько.
Олег Прохоренко, глава правления ПАО "Укргаздобыча"
Есть ряд позитивных тенденций, которые уже сейчас дают эффект, и в следующем году они будут более значимыми.
Во-первых, за счет реформ, которые проводятся в области приведения цен на газ к коммерческому уровню, "Укргаздобыча" начнет получать больше ресурсов для инвестирования в добычу собственного газа. Также мы планируем перейти от тактики выживания к тактике удержания добычи, и рассчитываем в 2016 году заложить фундамент для роста.
Во-вторых, у нас сейчас разрабатывается программа 20/20 – 20 миллиардов к 2020 году. И вот как раз 2016 год мы потратим на то, чтобы заложить фундамент для этого роста.
Мы надеемся, что компания в этом году получит серьезный инвестиционный ресурс. Сейчас компания живет на запасах последних 10 лет.
Нам поможет снижение ренты, которое парламент уже утвердил. Мы надеялись на снижение до уровня коммерческих компаний – для них принято 29,14%, для нас пока 50%. Но с учетом того, что у нас сейчас рента 70%, 50% все же лучше.
Кроме того, мы уже видим, что "Нафтогаз" приближается к безубыточности и благодаря тому, что были диверсифицированы источники поставок газа, была снижена цена и увеличены цены на газ для населения, мы сможем вывести компанию к безубыточности, и обеспечить больше газа для населения.
Мы с оптимизмом смотрим в 2016 год. То, куда мы идем – это приведение "Укргаздобычи" к уровню нормальной коммерческой компании, которая не должна отличаться от частной компании.
Мы закладываем на следующий год порядка 18 миллиардов гривен – 11 млрд инвестиций и около 8 млрд операционных расходов, и я надеюсь, что мы выжмем из этих денег гораздо больше, чем выжимали в прошлые годы.
Денис Бродский, эксперт РПР, экс-глава Нацагентства по вопросам государственной службы
У нас есть отдельные реформаторские министерства, но у нас нет правительства реформ с настоящим реформатором премьер-министром.
У нас есть коалиция, но она ужасно шаткая, и это не шестьдесят нормальных людей, еврооптимистов, молодых ребят, с которыми можно разговаривать и которые думают о стране, а не о себе.
Ну и есть еще президент, который непонятно о чем думает.
Как при этом всем, в следующем году может быть хорошо? Вы видите какие-то условия, предпосылки для хорошей жизни в следующем году? Я их не вижу.
Жить будет тяжелее. Два года мы потеряли. Реформ нет, экономика медленно погибает. Тяжелее будет жить и психологически. Потому что за два эти года мы избавились от иллюзий. Мы уже понимаем, что добрый дядя не придет и страну нашу не спасет.
Теперь мы прозреваем и понимаем, что все в наших руках.
Все, что происходило эти два года, не благодаря власти, не благодаря нашим отцам добрым, а вопреки им. Растет и крепнет гражданское общество и те реформы, которые произошли, произошли только потому, что кому-то не из власти это было нужно.
Другого пути не остается.
Легче в следующем году будет только от того, что ты не испытываешь этих иллюзий, и тебя не будут больше ждать разочарования. Ты уже разочарован.
Мы живем в перманентном политическом кризисе, который все никак не разрешится. К сожаленью, до сих пор нет политиков, готовых опереться на гражданское общество и на народ этой страны, а не на договоренности олигархов.
Роман Шпек, глава Совета Независимой ассоциации банков Украины, старший советник Альфа-банка
"И будешь питаться от земли, во все дни жизни твоей, в поте лица будешь есть хлеб свой".
Вот если так мы будем действовать, если будем работать, если будут достижения в экономической политике не на словах, а в исполнении, могут быть заложены основы для дальнейшего стабильного экономического роста в 2017 году. Но для этого надо сделать самое главное - отказаться от популизма.
Здоровая фискальная и денежно-кредитная политика могут создать условия для дальнейшего экономического роста.
Кроме того, надо понять, что мы вкладываем в понятие "экономическая политика". Это отказ от словоблудия, приватизация, борьба с коррупцией. Если будет доверие инвесторов и кредиторов к политике властей, возможно, это даст толчок к возобновлению экономического роста.
Также мы должны понимать, куда мы идем и на какие рынки, куда и с кем ассоциируемся, и какая инфраструктура рыночная и правительственная нужна для этого. Мы должны понимать, что там постиндустриальное общество, а мы страна переходного периода и это все мы будем преодолевать за один, за два года или больше.
Повышение конкурентоспособности экономики предприятий на основании роста производительности труда, а не социальных выплат, даст возможность вернуться к возобновлению внутреннего роста и внутреннего спроса. Но здесь, главное, не индексация зарплат и пенсий, а создание условий для инвестирования.
Если мы это будем делать, то когда-то у нас будет хороший новый год, а пока каждый из них тяжелый и трудный.
Андрей Колодюк, глава Украинской Ассоциации международных инвесторов (UVCA)
В Украине есть все, что нужно для развития – компании, идеи, таланты. Об этом уже знают во всем мире, где сегодня ценятся не только наши профессионалы, как рабочая сила, но и украинские продукты и разработки, особенно в сфере ИТ.
Сегодня в Украине более 2000 стартапов и ИТ компаний, при этом у многих есть потенциал вырасти в миллиардные. Отличное подтверждение этому Looksery – одесский проект, на создание которого было потрачено всего 2 года, и который был продан компании Snapchat за десятки миллионов долларов.
Уже сегодня ИТ-отрасль находится на третьем месте по объему экспорта, и первая по объему экспорта в США. В 2015 году вклад ИТ-сектора в экономику Украину составил около 3% ВВП, при том, что в 2012 году этот показатель равнялся всего 0,8%.
Надеюсь, тенденция увеличения сохранится в 2016 году. С другой стороны, последние пару лет в мире на нас смотрели с определенной опаской – как на страну, в которой идут военные действия. И несмотря на то, что мы активно работали над инвестиционным климатом страны, он оживился только ближе к концу 2015 года.
Инвестиции фонда Джорджа Сороса, фонда ЕБРР, подтверждают тот факт, что у мировых инвесторов восстанавливается доверие к украинскому рынку. Уверен, что данные сделки стали определенным сигналом международному сообществу, что в Украину можно и нужно инвестировать, а значит в 2016 году в страну придут новые фонды, инвесторы не меньшего масштаба.
В 2015 году в украинские проекты было проинвестировано около 100 миллионов долларов и, я надеюсь, что в наступающем году нам удастся превзойти этот результат и продолжить становление Украины как стартапа нации.