Новости и события » Общество » Как Незнайка учил ненавидеть Запад, - Мирович

Как Незнайка учил ненавидеть Запад, - Мирович

Как Незнайка учил ненавидеть Запад, - Мирович

Так, друзья - сегодня будет большой и интересный пост о том, как детские книги про Незнайку учили ненавидеть Запад и развитые страны, а также в скрытой форме хвалили коммунизм и сеяли в умах юных читателей зерна совка. Этим грешит особенно последняя часть трилогии про Незнайку под названием "Незнайка на Луне" - если первые две части книги (особенно "Приключения Незнайки и его друзей") более-менее нейтральные, то в "Незнайке на Луне" Николай Носов разошелся вовсю и показал свое совковое мышление во всей красе.

Что самое интересное - история с Незнайкой до смешного повторяет 90% всего того, что было произведено в СССР - идея украдена на Загнивающем Западе, а реализация оказалась совковой. Именно так делались советские автомобили, магнитофоны и прочая бытовая техника, и именно так был придуман Незнайка и его друзья - Николай Носов украл эти образы у Анны Хвольсон из книги "Царство Малюток", что была издана в 1989 году, добавив затем советской фактуры и совковых рассуждений об экономике - в итоге получился советский Незнайка.

Итак, в сегодняшнем посте - рассказ о том, как Незнайка учил нанавидеть Запад.

Кто такой Николай Носов.

Прежде чем приступить к разбору, собственно, книжек про Незнайку, нужно сказать пару слов и про его автора - Николая Носова. В 1932 году Носов заканчивает Московский институт кинематографии - а это значит, что он весьма неплохо разбирался в визуальной пропаганде - потому что советское киноискусство тех лет в основном пропагандой и занималось, вворачивая даже в нейтральные картины о быте рассуждения про ведущую роль КПСС.

О "высокой морально-политической подготовке" Носова говорит тот факт, что в годы войны он снимал военно-технические фильмы для РККА, причем не просто снимал - а был их режиссером. Согласитесь - обычному человеку с улицы, не доказавшему свою преданность "делу партии и правительства" такое делать вряд ли доверили бы.

Уже позже, когда Носов стал писателем, он уже вполне конкретно пел в своих книгах дифирамбы Сталину - и вот одно из доказательств этого. На скриншоте - текст известной всем вам повести Носова "Витя Малеев в школе и дома" - думаю, вы все читали эту повесть, но читали ее уже после цензурных правок, которые были внесены во все издания после 1956 года. А в старых изданиях Носов беззастенчиво хвалил Сталина, расписывая на целые абзацы оды вождю, в моей книге 1953 года это выглядело вот так:

В общем - лично я считаю Николая Носова классическим советским пропагандистом - который получил профильное пропагандистское образование, до 1956 года открыто хвалил Сталина, потом на время затаился и уже позже начал более нейтрально (не ссылаясь на фигуры вождей) хвалить советский строй в своих книгах. При этом кстати я не умаляю таланта Носова - при всем прочем он весьма неплохой писатель и даже советский строй хвалил талантливо, но с его совковыми закидонами в "Незнайке" разобраться надо - что я и сделаю в следующих разделах.

Первые две книги про Незнайку.

Первые две части трилогии про Незнайку - вполне нейтральные книги, хотя во второй части ("Незнайка в Солнечном городе") Носов уже вполне себе начал похваливать совок и поругивать Загнивающий Запад. Самой нейтральной остается первая книга - "Приключения Незнайки и его друзей". Собственно, часть героев и сюжетную канву этой книги Носов и содрал на Загнивающем Западе - взяв их из дореволюционной книги Анны Хвольсон "Царство малюток", которая в свою очередь была переведена с книги канадского писателя Палмера Кокса, чьи комиксы выходили в 1880-х. Там тоже маленькие лесные человечки летят путешествовать на самодельном воздушном шаре и встречаются со всякими приключениями. Думаю, именно поэтому эта часть - самая нейтральная из всей трилогии.

Во второй книге, "Незнайка в Солнечном городе" - совок Носов уже начал кипятиться и беззастенчиво хвалить совок. Солнечный город в книге - это аллюзия на развитое коммунистическое общество - где все счастливы, радосто работают, нет никаких конфликтов и все в магазинах берут все бесплатно и в любом количестве. Даже само название книги отсылает к классической утопии "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы, которой зачитывались создатели совка.

Носов не объясняет детям, откуда в магазинах берутся "бесплатные" товары, откуда берутся "бесплатные" квартиры и гостиницы, откуда берется "бесплатная" еда в лифтах домашней доставки (где каждый моежет заказать что угодно и в любом количестве) и откуда берутся ресурсы для поддержания огромного города в порядке - в книге не существует дворников, каменщиков, лесорубов, ассенизаторов, мусорщиков и санитаров морга - а есть только счастливые архитекторы, парящие балерины и вдохновенные музыканты.

Собственно, именно так и выглядят утопические мечты фанатов СССР о коммунизме. Будет все в любом количестве для всех и бесплатно! Как, каким образом? А хрен его знает! Надо только подождать, вернуть Сталина - и все само собой наладится. Они не хотят слушать о том, что "бесплатного" на всех не хватит, что все "бесплатное" обеспечивается тысячами концлагерных рабов, что все равно придется вводить какую-то систему ограничений и талонов - которая будет намного хуже и несправедливее "ненавистных денег". Как не хотят и слушать о том, что реальный коммунизм будет похож на тюрьму или казарму - с вонючими подъездами и магазинами, полными тоскливых пирамид с консервами.

В "Солнечном городе" совок Носов нападает также и на страны Запада, пытаясь разжечь ненависть к странам, живущим свободно - в книге появляются модно одетые ветрогоны, которые по книге якобы происходят от обычных ослов и не хотят наслаждаться дарами радости коммунизма, а хотят только лишь праздно проводить время - явный соцзаказ на критику "стиляг" и современного искусства, выглядящий ныне совковым токсичным убожетсвом.

Незнайка на Луне и оды Совку.

Далее Носов переходит к критике денег как таковых - его герой Незнайка, от души пожрав в лунном кафе, как всякий совок собрался уйти не расплатившись - посчитав, что его обязаны кормить бесплатно, из-за чего попадает в кутузку. На страницах книги Носов сам того не замечая, наступает на горло собственной песне - Незнайка рассказывает, что в его скрепном и духовном средневековом Цветочном городе денег еще не придумали, и вовсю процветает натуральный обмен - в результате которого чтобы купить штаны, ты бегаешь два дня по городу с огромной грушей и в итое остаешься без штанов но зато с тремя молотками в руках. Но деньги это плохо - смотрит советский пионер не перепутай.

Затем Носов переходит к критике американских законов, чья свобода и человечность недоступна для совкового понимания - из тюрьмы вас могут выпустить под залог, вот ужас-то! В ГУЛАГ сразу без права переписки! Люди могут свободно покупать оружие - кошмар! А как же тогда НКВД будет в дома к крепостным по ночам вламываться? Вы можете взять кредит на покупку автомобиля - ужасающая вещь! Нет чтобы в очереди 20 лет постоять и купить вонючие жигули в пять раз дороже их реальной стоимости. Вы можете свободно организовать акционерное общество и собирать деньги на собственный проект - кошмар! Этим занимаются только жулики и бандиты. Иди работать на завод 10 часов в сутки за три рубля зарплаты.

И вот такой ненавистью к свободной стране, жители которой являются не скрепными набутылочными рабами, а Гражданами с широкими правами - пронизана вся книга. Все лунные богачи - обязательно жирные и противные и не умеют даже яичницы поджарить. Все развлечения лунных америкосов - обязательно глупые и несмешные. Все проекты с участием ненавистных денег обязательно заканчиваются крахом. Живи, мальчик, в своей комнате в коммуналке и не сопротивляйся. Ты живешь в лучшей в мире стране.

Заканчивается книга советским переворотом - тайной мечтой всех совков по захвату Загнивающего Запада и уничтожению Пиндостана с помощью тайного оружия. Радостные лунатики бегут на встречу своим "освободителям", и на этой радостной ноте книга заканчивается. Я думаю, что Николаю Носову следовало бы написать четвертую часть книги - "Луна под властью совков", но он почему-то не стал этого делать...

Вместо эпилога.

В конце поста хочется сказать вот что. Лично я считаю книги Николая Носова (а в особенности "Незнайку на Луне") путсь и талантливо написанной, но все же совковой пропагандой, которая вливает в детсткие умы неправильное представление о мире, деньгах и власти. Просто потому, что там навязывается мысль о том, что несвобода лучше свободы.

А в комментариях напишите, что вы думаете по этому поводу. Читали "Незнайку на Луне"?

Как Незнайка учил ненавидеть Запад, - Мирович

Как Незнайка учил ненавидеть Запад, - Мирович

Как Незнайка учил ненавидеть Запад, - Мирович

Как Незнайка учил ненавидеть Запад, - Мирович

Как Незнайка учил ненавидеть Запад, - Мирович


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

сегодня 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх