Как грек Йоргос Лантимос стал звездой мирового кино
Йоргос Лантимос, один из главных режиссеров современности, снял cover-story для февральского номера Vogue.ua. Мы вспоминаем, какой путь прошел греческий режиссер, и когда он стал еще и модным фотографом.
Кажется, удивлять - любимое занятие Йоргоса Лантимоса. Он удивил редакцию Vogue UA локацией для съемки, выбрав лондонскую бутафорскую мастерскую, где изготавливают муляжи частей тела для кинопроизводства; нетривиальным взглядом на актрису и тарантиновскую "музу" Маргарет Куэлли - как удивил 10 лет назад мир своим первым фильмом «Кинетта», где троица странных персонажей разыгрывали сцены убийства и изнасилования в захудалом греческом селе, и продолжает удивлять зрителя по всему миру.
Йоргос Лантимос родился и вырос в Афинах, и в 1990-е, в период подьема греческой экономики после затяжного кризиса, снимал в основном рекламу. В 2004 году в составе большой команды поставил церемонию открытия и закрытия Олимпийских игр в Афинах, а в 2005 снял свой первый полноценный фильм. "Кинетта" назван в честь греческого села Кинета в 50 километрах от Афин, и это, наверное, яркая визуализация того, что имеет в виду неопытный зритель, когда говорит "артхаус". В фильме почти нет диалогов, он снят "дрожащей" камерой, а все действие закручено вокруг троицы странных персонажей - полицейского курортного городка, медсестры и фотографа, которые инсценируют убийства в рамках расследования реальных убийств. Большинство зрителей, которые знают Лантимоса сегодня, не увидят связи между блестящей ироничной драмой "Фаворитка", снятой Лантимосом с участием звезд мирового кино Эммы Стоун и Оливии Колман, и "Кинеттой". Тем не менее, это первый фильм, которым Йоргос Лантимос заявил о себе.
Спустя 20 лет в интервью Guardian, Лантимос, сейчас уже звезда мирового кино, любимец одновременно и Голливуда, и Канн, скажет: снимая "Кинетту", и мечтать не мог о большом кино. «Начиная в Греции, вы должны быть сумашедшим, чтобы говорить: «Я собираюсь стать режиссером». Представьте, 20-летний парень в Греции в середине 90-х? Я не думал ни о чем подобном. Идея была настолько немыслима, что я даже не учел ее, записываясь в киношколу; просто надеялся сделать рекламу. Мне казалось, что это будет настоящая работа, а не маркетинг или что-то в этом роде. Я подумал: это не будет кино, но это будет близко».
Вторая лента, "Клык" (2009), сделала его знаменитым на весь мир - фильм получил премию «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а также был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Сюжет у "Клыка" практически мифологический: это история о греческой семье, запертой в доме своим отцом. Из пяти членов семьи выходить во внешний мир имеет право только он, а его жена и трое детей живут отрезанными от любых внешних связей. Детям будет разрешено выйти в мир, только когда у них выпадет первый клык (не зуб, именно клык). Единственное "окно" в мир - некая девушка Кристина, нанятая отцом для того, чтобы удовлетворять сексуальные потребности его старшего сына. Девушка дает сестре парня кассеты с голливудскими фильмами, открывая ей мир. А та, впечатлившись жизнью, показанной в этих фильмах, выбивает себе зуб и, свободная и счастливая, убегает из дома за высокий забор, где ее ждет целый мир. "Клык" наполнен отсылками к мировой литературе, философии, кино, а также - символически - становится метафорой жизни самого Лантимоса. Спустя год после выхода фильма режиссер уезжает из Греции в Лондон, чтобы освободиться от герметичного мира греческого кинематографа и познать мир "большого кино".
Первый англоязычный фильм Лантимоса, "Лобстер", принес ему очередную номинацию на "Оскар" и мировой резонанс. Это его первый фильм с актерами А-класса - Колином Фареллом, Рэйчел Вайс и Оливией Колман, которые впоследствии появятся еще в двух работах Лантимоса, верного своим любимым актерам. Все его актеры в один голос говорят, что Йоргос великий, у него невероятное воображение и огромная смелость. Его воображение действительно не знает границ и рамок: так, "Лобстер"- комедия-антиутопия о мире, где человеку на поиски спутника жизни отводится 45 дней, а не успеет - превратится в животное на свой выбор. Например, в свинью. В его следующем фильме "Убийство священного оленя" безумия и фантазии еще больше: интерпретируя тексты древнегреческого драматурга Еврипида, Лантимос снял кино о кардиохирурге (Колин Фарелл), который должен привнести в жертву кого-то из членов своей семьи, чтобы рассчитаться за свои грехи.
Любят актеры Лантимоса не только за его воображение и мастерство, но и за необычный подход к репетициям. В юности он работал в театре и с тех пор использует некоторые принципы театральных репетиций во время подготовки к съемкам. Например, перед началом съемок «Фаворитки» он заставил Эмму Стоун, Рэйчел Вайс и Оливию Колман выполнять самые разные упражнения: пятиться навстречу друг другу, чтобы посмотреть, не столкнутся ли они, или сплетать руки в крендель. Ему было важно избавить героинь от скованности, тщеславия и позерства. Оливия Колман также рассказывала в одном из интервью, что иногда Лантимос просит актеров кричать, как будто в этот момент они рожают, или умирают.
Сейчас вместе с женой, актрисой Арианой Лабед, Йоргос Лантимос живет в Лондоне. Режиссер занят работой над первой в своей биографии криминальной драмой. Это экранизация романа "Pop. 1280" американского писателя Джима Томпсона о коррумпированном шефе полиции. Но не только кино в сфере его интересов. За последний год Йоргос Лантимос стал одним из самых востребованных фотографов в модной индустрии: снял кампейн весенней коллекции Gucci 2020/21, невероятной красоты арт-бук Ωοτοκι?α (Oviparity) также для Gucci, выступил фотографом обложки журнала W magazine с Эммой Стоун, превратив Эмму Стоун в безумную собачницу-аристократку. То ли еще будет...