Тайна одной картины или Лучшая картина - для короля (фото)
Национальная галерея в Лондоне открыла выставку "Тициан. Любовь, страсть, смерть" (сейчас закрыта. - TANR), где впервые за 300 лет показаны шесть великих полотен художника, написанных между 1551 и 1562 годами по заказу короля Филиппа II на сюжеты из "Метаморфоз" Овидия. В наше время они принадлежат разным собраниям: "Венера и Адонис" - Прадо, "Даная", "Персей и Андромеда", "Диана и Каллисто", "Диана и Актеон" (и седьмая, незаконченная "Смерть Актеона") - британским музеям), "Похищение Европы" - Музею Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне. После Лондона выставку покажут в Мадриде, где к ней присоединится испанская "Даная" из Прадо, и в Бостоне.
На сайте Национальной галереи серия Тициана охарактеризована с пафосом, вполне в этом случае оправданным: "Мифологические сцены запечатлевают моменты высокой драмы: роковая встреча, позорное открытие, поспешное похищение. Тициан мастерски пользуется краской и цветом, достигая ослепительного эффекта, захватывая светящуюся плоть, роскошные ткани, воду, отражение и атмосферные, почти чарующие пейзажи. Мы видим богов и богинь, но их лица выражают очень человеческие и очень понятные нам эмоции: вину, удивление, стыд, отчаяние и сожаление. Тициан называл эти произведения своими „поэзиями". Это редкая возможность насладиться одними из величайших картин в европейском искусстве". Однако эта замечательная выставка возобновила давний и горячий спор среди искусствоведов. Они вступили в дискуссию о том, какая из версий "Данаи" предназначалась для испанского монарха.
Так, специалист по венецианскому Возрождению Чарльз Хоуп считает, что картина, заказанная Филиппом II, - это не то полотно, что принадлежит коллекции Веллингтона в лондонском Эпсли-Хаусе и сейчас выставляется в Национальной галерее, а то, что хранится в Прадо в Мадриде. Он отмечает, что испанская версия - превосходного качества, и сожалеет, что мадридская картина не приехала на "встречу „Данай"" в Лондоне. Другой эксперт по искусству Ренессанса, искусствовед Давид Жаффе, курировавший выставку Тициана в Национальной галерее в 2003 году, соглашается с тем, что "Даная" из Прадо - "более вероятная претендентка в поэтическую серию мастера, чем ее блеклая соперница из Эпсли-Хауса".
До 2004 года испанская красавица считалась частью серии, созданной для Филиппа II, но специалист по творчеству Тициана Пол Джоаннидес выдвинул предположение, что на самом деле из "первого состава" - картина, принадлежащая коллекции Веллингтона. Его гипотезу поддержал тогда куратор, а теперь директор Прадо Мигель Фаломир. Искусствовед Питер Хамфри, проанализировав идею Джоаннидеса в книге о Тициане, вышедшей в 2007 году, ее опроверг.
Но куратор нынешней выставки в Национальной галерее Маттиас Вивел встал на сторону Джоаннидеса: существенные доказательства удалось получить в 2014 году после реставрации и экспертизы картины Веллингтона, а также непосредственного сравнения, когда обе версии выставлялись в Прадо. Аргументируя свою позицию в статье в выставочном каталоге, он пишет, что факты "подтверждают, что полотно из коллекции Веллингтона предназначалось для Филиппа II, и это не только вновь возвращает в культурный дискурс прежде недооцененную картину, но и позволяет лучше понять взаимоотношения Тициана с Филиппом II, принципы устройства его мастерской и в конечном счете феномен одного из самых радикальных, эротических и гуманистических произведений".
Тем не менее Чарльз Хоуп в открытом письме в редакцию The Art Newspaper по-прежнему подвергает сомнению атрибуцию, предложенную Джоаннидесом. Он пишет: "[Джоаннидес и Фаломир] так и не объяснили, почему Тициан отправил Филиппу худшую по качеству работу, ту, что хранится в Эпсли-Хаусе, а позже создал более утонченную версию из Прадо".
Всего Тициан написал пять "Данай". Первая, созданная в 1544-1545 годах по заказу кардинала Алессандро Фарнезе, где рядом с героиней изображен купидон, хранится в Музее Каподимонте в Неаполе. Еще два варианта находятся в Государственном Эрмитаже (1554) и венском Музее истории искусств (1564), отмечает theartnewspaper.
Тициан (Тициано Вечеллио). "Даная и золотой дождь". 1560-1565. Национальный музей Прадо, Мадрид. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
"Даная" Тициана (Тициано Вечеллио), хранящаяся в Эпсли-хаус в Лондоне. 1553. Фото: Stratfield Saye Preservation Trust