По следам одесского Красавчика: в Литературном презентовали книгу о "Зеленом фургоне"
В детстве известный ныне краевед Михаил Пойзнер увидел фильм "Зеленый фургон" (первую его экранизацию), затем прочел книгу, и этот сюжет стал его любовью на всю жизнь. Противостояние бандита Красавчика и правильного-пламенного милиционера Патрикеева на фоне одесской жизни - захватывающая интрига.
А теперь в Золотом зале Одесского Литературного музея состоялась презентация книги "Зеленый фургон" и весь Александр Козачинский", приуроченная ко дню рождения писателя. Издание в двух томах подготовлено по материалам архива Казачинского составителями Ольгой Барковской, Александром Грабовским и Михаилом Пойзнером, дизайнером двухтомника стал Леонид Брук, иллюстрации создал Григорий Палатников.
По словам последнего, даже Рубенс и Дюрер охотно делали так называемые политипажные элементы для книг, ибо понимали: книга - то, что уходит в вечность. "Зеленый фургон" уже имеет солидный возраст, и двухтомник явно будет востребован последующими поколениями, которые захотят узнать, что же происходило тогда в Одессе...
Ранее по инициативе Пойзнера и Всемирного клуба одесситов на доме №1 по Базарной, где жил писатель, была установлена мемориальная доска. И в Новосибирске, где в 1943 году умер Козачинский, по письмам из Одессы разыскали могилу писателя, привели в порядок.
После окончания работы над изданием Михаил Пойзнер передал в дар Литературному музею архив Козачинского (красивый жест!), сам музей показал в двух витринах прижизненные издания и письма Александра Козачинского Евгению Петрову из своих фондов.
"Когда-то, читая эту книгу, я думал, что Козачинский писатель одной книги, - наш Грибоедов с нашим "Горем от ума", - признался вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. - Когда-то я думал, что прототипом Красавчика был сам Козачинский, а прототипом Патрикеева - Евгений Петров. Нужно было вырасти, прочесть умные книги, в том числе и этот двухтомник "Зеленый фургон" и весь Козачинский", чтобы понять: в каждом из нас есть доброе и злое начало. Это все о себе писал автор - он и Патрикеев, и Красавчик".
Ряд заблуждений о биографии Козачинского теперь будет развеян благодаря точным научным публикациям в двухтомнике, а одесским театрам стоит подумать о воплощении водевиля "Могучее средство" (почему бы и нет?). Впервые опубликованный киносценарий "Первый выстрел", возможно, пригодится Одесской киностудии. Фрагменты неоконченной книги "Гремучая ртуть" буквально по крупицам восстанавливались составителями. Впервые собраны под одной обложкой статьи Козачинского в периодике 1930-х годов и рецензии 1938-1941 годов на повесть "Зеленый фургон", в книгу вошли также более полусотни сделанных писателем фотографий, многие из которых публикуются впервые.
Автор - Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева