Скрытый рисунок под изображением Моны Лизы: ученые сделали важное открытие (фото)
Гениальный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи создал свою легендарную картину "Мона Лиза" с использованием ранее неизвестного подготовительного эскиза.
Об этом говорят результаты нового высокотехнологичного исследования шедевра, передает портал news.artnet.com.
Благодаря мультиспектральному анализу были выявлены слабые следы угольного рисунка, что свидетельствуют о технике спольверо, при которой художник прокалывал крошечные дырочки по контурам рисунка и использовал угольную пыль для переноса изображения на холст.
В 2004 году Лувр позволил исследователю сделать снимки "Моны Лизы", и с тех пор он годами изучал более 1650 полученных изображений.
Благодаря своей камере Lumiere Technology с новаторским "методом усиления слоев" ученый смог обнаруживать свет, отраженный на 13 длинах волнах, основываясь на работе инфракрасной фотографии, которая ранее использовалась в создании видимых невооруженным глазом деталей, скрытых под поверхностью картины.
Котт смог определить основные угольные линии в более светлых областях картины, используя комбинацию фотографии в ближнем инфракрасном диапазоне и инфракрасной рефлектографии. Так, оптическая система позволяет видеть очень мелкие детали, а высокая чувствительность - очень сильно усиливать слабый сигнал.
Это первый раз, когда спольверо замечено на знаменитой картине, что повышает шансы обнаружить эскиз Моны Лизы, сделанный рукой Леонардо, и что на нем будет немного другая поза - рисунок показывает, что художник внес коррективы в окончательную композицию.
В документе отмечается, что эскиз, возможно, использовался для создания других копий картины, например, версии, принадлежащей Прадо в Мадриде.
Исследование Котта выявило другие ранее невидимые детали - то, что кажется заколкой для волос прямо над головой Моны Лизы, чего не было в моде во Флоренции во время создания картины.
По словам Котта, шпилька дает возможность предположить, что картина была не портретом, но аллегорической работой или изображением "нереальной женщины, похожей на богиню".