Физик, геймер, миллиардер&8230; История успеха самого влиятельного белорусского бизнесмена
Компанию 39-летнего бизнесмена Wargaming эксперты Bloomberg оценивают в 1,5 млрд долларов, а состояние самого Кислого – в 1 млрд долларов. Предприниматель никак не комментирует подобные оценки. Он объяснил журналистам, что ведет «очень скромный образ жизни» и никогда не пытался оценить свое состояние.
По данным Bloomberg, Виктор обладает 64% акций компании, а его отцу принадлежит еще 25,5%. В Wargaming работает примерно 4 000 сотрудников. По итогам 2015 году прибыль компании составила 590 млн долларов.
Сын своего отца
Виктор родился в 1976 году в семье сотрудника научной лаборатории Владимира Кислого. Именно отец заинтересовал юного парня компьютерными технологиями. Виктор Кислый так вспоминает свое увлечение миром технологий:
«В научной лаборатории, где работал мой отец, стояли компьютеры – старинные, пузатые. И там были первые игры в виде управления королевством – примитивные, названий я уже не помню, помню, они были ужасные и страшные. Но у нас по ним ностальгия».
Отец убедил Виктора после окончания школы вступить на физический факультет Белорусского государственного университета. Виктор получил диплом по специальности «Лазерная физика и спектроскопия». Также отец привил парню интерес к шахматам.
Кислый-младший так описывает те времена: «Есть несколько вещей в моей жизни, на которых настоял отец. В первом классе отдал меня в профессиональную шахматную школу - я там проучился семь лет. Стали думать, что делать после школы. После развала Советского Союза было модно идти в Нархоз. Концепция такая: идешь в Нархоз, получаешь, скажем, образование бухгалтера и потом делаешь свой бизнес. А мне отец объяснил, что бухгалтеров в нашей стране, наверное, будет хватать и без меня, и администраторов тоже. А вот соображать головой, придумывать, творить - в Нархозе этому научить не могут. И в буквальном смысле настоял, чтобы я пошел на физический факультет БГУ».
Сегодня Владимир Кислый является совладельцем Wargaming, а его сын продолжает прислушиваться к советам отца.
Игровой бизнес
В 1996 году Виктор Кислый с коллегами создал свою первую компьютерную игру. Но поскольку тогда даже интернета фактически не было, то онлайновая игра работала посредством e-mail. Это была шахматная партия на карте мира, но главное ее преимущество заключалось в том, что она предлагала многопользовательский режим.
В 1998 году Кислый основал компанию «Гейм Стрим», которая занималась производством компьютерных игр. Компания выпустила такие известные в мире геймеров игры, как «Операция «Багратион», DBA Online, Order of War и Massive Assault. В этом же году Кислый зарегистрировал компанию Wargaming и стал ее генеральным директором.
Кислый вспоминает, что разработка игр приносила намного больше опыта, чем денег. Маленькие и средние проекты на то время не могли соревноваться в игровой отрасли с большими компаниями. Игры с бюджетом 0,5–1 млн долларов могли претендовать на локальный успех, но проигрывали на глобальном рынке.
Виктор Кислый осознал, что работая только с играми в коробке, его компания в лучшем случае сможет рассчитывать на мизерные доходы. Поэтому он решил придумать новую стратегию и начал изучать возможность запуска онлайн-проекта.
В создание легендарной игры World of Tanks Виктор Кислый с партнерами инвестировали 10 млн долларов.
Идейный вдохновитель проекта так описывает процесс создания игры: «Мы поняли: должна быть локализация к каждому отдельному рынку, хотелось шире охватить аудиторию - чтобы нажать кнопочку download и скачать мог и русский, и американец, и китаец. Надо было придумать собственную вселенную. Решили сузить выбор: все-таки игр, где пехота бегает туда-сюда, достаточно много. И тогда решили - и вот это вообще самый дикий пункт был: а давайте только танки! Ну а давайте только танки! Мы тогда и не подозревали, до каких масштабов эта идея разрастется!
Впрочем, успех к «Танкам» пришел далеко не сразу. Кислый и его партнеры даже надеялись продать свой проект какому-то влиятельному издателю игр из США или Европы, но не смогли никого найти.
Но затем в индустрии произошел коренной перелом и онлайн-игры вышли в тренд. Способствовала этому концепция free-to-play, которая позволяла играть в игры даже на работе. К тому же начала активно развиваться инфраструктура платежей, что позволило сразу привлечь значительное количество игроков. Официальный запуск игры произошел в августе 2010 года. К концу этого года игра начала приносить прибыль, а показатели роста даже превосходили все ожидания разработчиков.
Танковый миллиардер
Сегодня World of Tanks распространяется совершенно бесплатно, благодаря чему количество пользователей игры увеличилось до 150 млн человек по всему миру. Из всех игроков только третья часть приходится на страны СНГ и Европу. У WoT есть масса поклонников как в США, так и в азиатских странах. Но продвижение в карьере будет невероятно медленным без учетной премиум-записи. Стоимость месячной подписки составляет примерно 170 грн. Но разработчики предлагают и другие преимущества. Скажем, профессиональная модификация танка Т-34 стоит целых 1100 грн. Главным источником дохода компании Wargaming как раз и являются мощные танки и быстрый апгрейд.
Игра World of Tanks успела попасть в книгу рекордов Гиннесса по количеству игроков, одновременно присутствующих на одном сервере: свыше 190 тысяч.
Дела Виктора Кислого тоже идут очень хорошо. Кроме статуса долларового миллиардера, он успел заработать авторитет на Кипре (в Кислого два гражданства – белорусское и кипрское). В 2012 году бизнесмен принял участие в срочной рекапитализации местных банков. Теперь компания Wargaming контролирует 17% второго крупнейшего банка Кипра – Hellenic Bank.
Невзирая на свой престижный статус, Виктор Кислый каждый день находит время, чтобы сразиться на виртуальных полях World of Tanks и усовершенствовать свою игру. Кроме того, бизнесмен иногда общается с обычными игроками за кружкой пива. Его компания часто проводит вечеринки для игроков в Москве, Варшаве и Париже.
Кислый успех игры объясняет правильной стратегией. Он отмечает, что за предыдущие 12 лет его компания хорошо поработала над ошибками, благодаря чему ей удалось создать хитовую World of Tanks.
«Бесплатные» игры, которые сумели покорить мир, выглядят очень любопытно с точки зрения психологии. Если пользователи не хотят платить около 700 грн за новинки для ПК и примерно 1 500 грн за игры для консолей, то «бесплатные» онлайн-развлечения кажутся им очень привлекательными. В результате те, кого затягивает виртуальный мир, отдают за игровые предметы и дополнительные возможности десятки тысяч гривен.
Компания SuperData говорит, что общая прибыль от «бесплатных» игр в 2015 году составила 16,5 млрд долларов. А к 2017 году доходы должны вырасти до 18 млрд долларов. Такие прогнозы сулят отличные перспективы для Виктора Кислого. Впрочем, белорусские издания и так называют его одним из самых влиятельных бизнесменов страны.
История Виктора Кислого подтверждает, что сегодня самым перспективным направлением бизнеса является IT-сектор. А нам остается только ждать, когда в Украине появится человек, который сможет заработать целое состояние на современных технологиях. Пример соседней страны показывает, что для этого не надо огромного стартового капитала или многолетнего опыта. Просто необходимо иметь хорошую идею и чувствовать настроение рынка.