Кто толкает Украину в аграрный капкан и к чему это может привести?
Согласно постановлению Кабмина №200 от 25.06.2014 года с 1 марта 2016 года должно прекратиться грузовое железнодорожное сообщение с временно оккупированными районами Донецкой и Луганской областей. На сегодня составы еще идут, но к концу следующей недели произойдет полная остановка движения. К чему же может на практике привести это, на первый взгляд, «логичное» и ситуационно «обоснованное» решение? С этим вопросом разбирался Ostrovok. "Ликвидация ГП "Донецька зализниця"? Гендиректор ПрАО "Донецксталь – МЗ" Сергей Зинченко, исполнительный директор ООО "ДТЭК Энерго" Дмитрий Сахарук, гендиректор ПАО "Метинвест-Шипинг" Ирина Лямцева и гендиректор ООО "ЮМГ-Трейдинг" Сергей Мельниченко тут же отреагировали на данное постановление.
Далее последовало коллективное письмо, опубликованное в СМИ. Оно адресовано Президенту Петру Порошенко, Премьер-министру Арсению Яценюку, секретарю СНБО, главе СБУ и Министерству инфраструктуры - руководители этих промышленных предприятий горно-металлургического комплекса страны бьют тревогу: в результате этого Украина может потерять, а точнее – обязательно потеряет связь со значительной частью предприятий горно-металлургического комплекса, что обернется существенными потерями, как для отечественной промышленности, так и для бюджета Украины и экономики страны в целом.
"Предприятия, которые расположены на неконтролируемой территории, действуют в соответствии с действующим законодательством Украины и отчисляют налоги в государственный бюджет Украины», - пишут авторы письмо. Далее они делают расчет: предприятия горно-металлургического комплекса, работающие на неконтролируемой территории, обеспечивают для бюджета Украины ежемесячно более $110 млн. валютной выручки. Кроме того, более 3,5 млрд. гривен получает от грузоперевозок на неконтролируемой территории бюджет "Укрзализныци".
Далее, директорский корпус указывает, что нельзя забывать и о том, что на сегодня железнодорожное сообщение с Донбассом позволяет обеспечивать энергетическим углем украинские электростанции, а также отправлять на экспорт продукцию металлургического комплекса, кокса, флюсо-доломитной продукции.
"Через 20 дней после остановки железнодорожного сообщения полностью остановит работу Луганская ТЭС, которая является безальтернативным источником энергии для 1 миллиона жителей Луганской области", - говорится в письме.
В результате под угрозой окажется стабильно электроснабжение всей территории Украины, поскольку от поставок энергетического угля марок "А" и "Т", который добывается на Донбассе, зависит работа 7 из 14 украинских ТЭС. Вот такой «нехилый» перечень негативных последствий, которые не заставят себя долго ждать и тут же обрушаться на и без того ослабленную войной экономику Украины.
Исходя из выше перечисленного, директорский комплекс вежливо и покорно просит от руководителей страны «поддержать отечественную промышленность» - для этого нужно просто «ввести мораторий на ликвидацию ГП "Донецкая зализныця"- до завершения антитеррористической операции в восточных регионах, а также «разрешить ПАО "Укрзализниця" финансовые взаимоотношения с ГП "Донецкая зализныця", как и определить порядок организации железнодорожных перевозок на неконтролируемой территории.
«Аграрна наддержава?»
Показательно, но ощущение того, что кто-то зачем-то толкает Украину в «аграрный капкан» возникло не только на востоке Украины, но и на Западе. К чему это может привести? Этим вопросом, например, задалась популярная западноукраинская газета "Експерт" ( "Аграрна наддержава? Ну-ну...").
Газета пишет, что нынешнее правительство все чаще говорит о том, что «будущее Украины - в агросекторе».
Это поддерживают, а, возможно, и инициируют соответствующие решения некоторые западные партнеры нынешней правящей группировки. Так, посол США в Украине Джеффри Пайет после подписания украинско-американского соглашения о строительстве зернового терминала в порту "Южный" в Одесской области сказал: "Украина уже является одним из наибольшим производителей сельскохозяйственных товаров, но она должна стать аграрным сверхгосударством".
Что же говорят по этому поводу эксперты, которые по роду своей деятельности должны разбираться в данном вопросе?
Президент Ассоциации фермеров и землевладельцев Украины Иван Томич во многом согласен с обозначенной перспективой дальнейшей аграризации страны. По его словам, Украина уже сейчас производит около 30% всего подсолнечного масла в мире, а ее доля в мировом экспорте этого продукта составляет 54%. Страна производит 3% мирового производства зерна кукурузы, а украинский экспорт этой культуры составляет 12% мирового объема. Такая же тенденция и в произхводстве пшеницы (ок. 3% мирового производства и 10% экспорта на мировой рынок).
Аграрий говорит: "Нынче сбор зерна составляет 50 - 60 миллионов тонн, но с использованием новых технологий можно довести показатели до 100 - 120 миллионов тонн".
Справедливо будет отметить, что Иван Томич умалчивает о последствиях массового выращивания подсолнечника на украинских черноземах. Он сетует только на то, что у нас нет достаточной переработки сельскохозяйственой продукции. Особенно он обращает внимание на переработку продуктов животноводства.
"Если посмотрим на наших соседей - поляков, то увидим: в их экспорте 2/3 составляет продукция животноводства. А в нашем экспорте 2/3 - экспорт подсолнечного масла и зерна".
Экономист Владимир Панченко рассматривает перспективы аграризации Украины в более широком контексте. Он говорит о цифрах, приведенных Иваном Томичем: "За этими цифрами легко не увидеть правду. Иллюзия привлекательности агросектора возникла через войну, бездарную деятельность правительства и Нацбанка. Произошло катастрофическое падение гривны, экспорта металлургии и химпрома, и на этом фоне поступления от экспорта агропродукции в пересчете на гривню кажутся очень привлекательными. Конечно, это важно, и мы должны и дальше заботиться о поставках агропродукции на мировые рынки. Вот только доля ее в экспорте и ВВП не должна превышать 15%. Тогда страна будет иметь шансы стать экономически развитой и с достаточно обеспеченным населением".
Экономист обращает внимание на опасность моноэкспорта. В этом случае страна становится весьма чувствительна к колебаниям мировой конъюнктуры. Но аграризация просто не соответствует демографическим характеристикам Украины: " Сырьевой стране з 40-миллионным населением нереально выжить. Еще лет восемь - десять тому на Мировом экономическом форуме была озвучена мысль, что аграрному сектору Украины без углубленной переработки достаточно 10 миллионов населения".
Если Украина пойдет дальнейшим путем деиндустриализации, то это интенсифицирует отток из страны молодежи и лиц высокой квалификации. "Нам придется кормить алкоголиков, старых и немощных людей, которые никуда не уедут", - делается довольно-таки неутешительный вывод.
«К сожалению, все это бросает свет на события, которые в нашей стране очень часто принято трактовать, как революционные. Но реально, на практике зачастую непродуманные решения являются очередным толчком при скатывании нашей страны на периферию мировой капиталистической системы. Сама эта система сейчас переживает глубокий кризис. Страны ее центра ищут способы экстернализации издержек (то есть вынесения их вовне). Аграризация Украины при резком уменьшении населения на ее территории - один из шагов в этом направлении», - соглашается с неутешительными прогнозами по поводу такой формы «реформирования» страны доктор социологических наук, профессор ЛНУ им Шевченко Илья Кононов.
Луганская редакция. Ostrovok