Фонду гарантирования не удается вернуть активы, выведенные из Имэксбанка
Ликвидатору Имэксбанка (банка народного депутата Леонида Климова) пока не удается вернуть в учреждение активы, выведенные из него бывшим менеджментом. 1 марта представитель ФГВФЛ не смог через ВАСУ остановить выполнение проигранного им дела о выведении из банка розничных активов по бросовым ценам.
История тянется с 21 ноября 2014 года, когда Имэксбанк заключил трехсторонний договор с ООО "Фрегат" и ООО "Компания Дасти". В рамках договорных отношений в начале января 2015 года банк переуступил зерноторговой компании "Дасти" права требования по 23 254 кредитам физических лиц. Цену переуступки и сумму долга по этим кредитам суды не указали. Директором "Дасти" стал бывший начальник управления по работе с проблемной задолженностью банка Евгений Браваренко.
После вхождения в Имэксбанк 27 января 2015 года временной администрации договоры передачи этих кредитов третьим лицам были признаны ничтожными. Однако еще за неделю до введения в Имэксбанк временной администрации "Дасти" стала требовать у заемщиков оплату по этим кредитам, а затем в судах блокировала уплату этих долгов в пользу Имэксбанка. Кроме того, по иску "Дасти" Имэксбанку запретили любым способом распространять информацию о ничтожности договора переуступки, требовать погашения этих кредитов и получать за них оплату.
Одесский окружной административный суд 5 октября и Одесский апелляционный административный суд 16 декабря признали решение Фонда неправомерным. Ликвидатор банка Сергей Гаджиев подал кассацию, а также попросил приостановить выполнение этих судебных решений. Но Высший административный суд 1 марта решил отказать в "заморозке" решений до вынесения решения по сути жалобы.
Большая операция
В Фонде гарантирования вкладов физлиц называют эту операцию по продаже кредитного портфеля одной из наиболее спорных, правда, слово "афера" публично не говорят. "Имэксбанк кредиты на 1 млрд грн продал за 30 млн грн. Такая картина во многих неплатежеспособных банках: фиктивные договоры; соглашения, подписанные задним числом; поручительства, по которым передавались самые лучшие активы", - описывает директор департамента урегулирования неплатежеспособности банков ФГВФЛ Наталья Соловьева схемы бывших банкиров.
Этим делом заинтересовались правоохранители. Национальная полиция проводит досудебное расследование по факту растраты служебными лицами имущества Имэксбанка. По данным НПУ, с ноября 2014 года по январь 2015-го сотрудники банка вывели из него средства и нанесли убыток на 279,6 млн грн. Печерский районный суд дал следователям доступ к документам по переуступке этих долгов.
Надежда возврата
В Нацбанке надеются, что в конце концов суды примут решения в пользу банков, которые теряли по таким схемам активы. "В случае проблемности на банки накладывается ряд ограничений, в том числе им запрещено выводить активы. Но такие операции проводились во многих учреждениях: ВиЭйБи Банке, Дельта Банке, „ Порто Франко“, Златобанке, банке „ Киевская Русь“. Большая часть этих сделок была признана ничтожной. Мы рассчитываем, что вышестоящие инстанции примут правомерные решения", - рассказывает директор департамента управления рисками НБУ Игорь Будник.
Юристы удивлены тому, что одесские суды не встали на сторону ФГВФЛ. "Продажа кредитов физлиц запрещена. И это должно помочь ФГВФЛ оспаривать права переуступки таких портфелей из обанкротившихся банков, из которых произошел вывод активов", - говорит старший партнер адвокатской компании "Кравец и Партнеры" Ростислав Кравец.
У всего есть имя
Собственником Имэксбанка являлся Леонид Климов. Он родом из Макеевки, но уже давно его деловая и политическая деятельность связана с Одессой. В нынешний парламент экс-депутат от Партии регионов прошел как самовыдвиженец по мажоритарному округу № 137 в Одесской области. Входит в парламентский комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. С ним связывают финансовую группу "Приморье" и стадион "Черноморец".
"Выяснилось, что банк в обход нашего куратора продал связанным лицам кредитный портфель с дисконтом в 90%. Мы немедленно ввели в банк временную администрацию, акционер на какое-то время сбежал, а потом как ни в чем не бывало снова появился в Верховной Раде. Более того, он еще в комитете по банковской деятельности работает. Это, конечно, вопиющий случай", - заявляла глава НБУ Валерия Гонтарева.