Договор с владельцами МАФов: узаконение беззакония
Одно из знаковых начинаний новых властей Днепропетровска в этом году – объявление войны МАФам. Вернее... сначала это была война, потом объявление мировой, а теперь МАФы и вовсе решили узаконить с помощью договоров. Однако предприниматели их заключать не очень-то спешат. За месяц подано 600 заявок, заключено 150 договоров, МАФов же в городе... более 4 тыс. Если договора будут заключаться с прежней скоростью (по 150 штук в месяц), процесс легализации растянется более чем на 2 года. И это без учета постоянно вырастающих новых ларьков.
Мы подумали, может быть столь низкий энтузиазм предпринимателей объясняется недостатками предложенного договора? Добыли себе экземплярчик (вот он здесь) и начали внимательно читать. И вычитали много интересного.
От демонтажа до договора – один шаг
Как уже известно, выйдя на «тропу войны» с МАФами в начале 2016 года, департамент потребительского рынка и сферы услуг «рубил сплеча» - без особых разбирательств снесли около 100 МАФов. Общественность возмутилось, ибо, как выяснилось, некоторые из них все же имели какие-то документы, а некоторые даже что-то платили в бюджет.
Плюс, как сказал и. о. директора департамента потребительского рынка и сферы услуг горсовета Дмитрий Терентьев в передаче «Сектор V.I.P.» на 11 канале, сносить демонтировать киоски оказалось дорого (250 грн за метр квадратный). К тому же не стоит забывать, что для тысяч днепропетровцев ларьки – это рабочие места и единственный источник дохода. В итоге дать шанс на легализацию решили лоточникам, которые поставили свои МАФы до 2016 года. Дмитрий Терентьев назвал это разумным компромиссом между малым бизнесом, который «всегда тут стоял» и городом. В общем, с владельцами МАФов решено было подписать договора и позволить им работать за определенную плату, часть которой пойдет в городской бюджет. Впрочем, договора подписывать, сказали, будут не со всеми, а с теми, чье расположение и род деятельности специально собранная комиссия сочтет правомерным. Но вот как раз в самой правомерности существования этих договоров в принципе и есть первый вопрос.
Договор в обход закона
Учитывая, что закона, четко определяющего появление и существование МАФов нет, по словам адвоката Дмитрия Поповского, единственный нормативный акт, способный регулировать эту ситуацию – это Земельный Кодекс. По его нормам, чтобы законно-презаконно поставить МАФ, нужно было бы сделать под него землеотвод. Но так как мало что звучит абсурдней, чем «землеотвод под лоток», у нас закон решили обойти следующим способом: так как весь город является, по сути, благоустроенной территорией, то предпринимателям предложили заключать с КП «Управление по организации контроля благоустройства объектов сферы отдыха, потребительского рынка и защиты интеллектуальной собственности» договора на аренду «объектов благоустройства». В смысле, тех кусков асфальта, на которых стоят МАФы. В смысле, что асфальт – это вроде бы уже не совсем земля, а уже объект благоустройства.
Вроде бы договорились, и, слава Богу. Но вопрос остается в том, не признают ли со временем такое «узаконение» незаконным?
Что получат стороны?
Как сообщил Дмитрий Терентьев, раньше, из тех 4 тыс. МАФов, что есть в Днепропетровске, разрешительные документы имели 900 киосков, а платили в бюджет – 600. Давайте разберемся, что же все-таки получит каждая из сторон, когда в полную силу войдет «новый порядок».
Для начала хотелось бы определиться в терминах. Так как, условно говоря, кусок асфальта под МАФ – это часть благоустройства города, основная цель которой все же город благоустраивать, появление на ней неудобного МАФа – это что-то из ряда вон. В договоре это называется «использование участка благоустройства не по назначению».
Интересно, что использование участка города, «не по назначению» включает в себя деформацию, разрушение, создание помех в его использовании, ограничение доступа к нему. Простыми словами, как минимум, этот договор делает легальным тот факт, что ларек стоит мешает людям и портит окружающую благоустроенную среду. Кому можно, а кому нельзя «временно ухудшать благоустройство в городе» решает специальная комиссия. В которой, тоже, кстати, сидят люди, а значит, есть риск коррупции.
А что же получит город за «ухудшение благоустройства»? Как отметил Дмитрий Терентьев, раньше с работы МАФов город не получал практически ничего, но теперь все будет по-другому. Единой стоимость установки МАФа не будет. Стоимость квадратного метра будет определяться степенью «повреждения объекта благоустройства, усложнение движения пешеходов и транспорта, загрязнение территории» и пр.
С одной стороны, деньги в бюджет с МАФов – это хорошо, с другой стороны, это все как-то очень похоже на то, что КП просто будет брать деньги за то, что МАФы уродуют лицо Днепропетровска и мешают горожанам.
Что же это договор гарантирует предпринимателю, который его подписывает? По идее, он должен спокойно работать и планировать развитие бизнеса. Раз существует договор, раз он платит деньги, то его МАФ должен стоять и на него работать. Но тут все не так просто. Согласно договору, КП может в одностороннем порядке разорвать договор без причин. Об этом говорит пункт договора 3.1.3.
Грубо говоря, к предпринимателю, согласно договору, могут придти представители КП и сказать «Давай, до свиданья».
Как нам объяснил адвокат Дмитрий Поповский, даже если после этого предприниматель обратится в суд, то шансы выиграть дело у него стремятся к нулю. Даже в том случае, если бы этот хитрый пункт отсутствовал в договоре.
«По сути, сейчас этот рынок будет работать по тем же правилам, что и раньше. Этот договор не дает ларьку никакого легального статуса, это скорее является свидетельством соглашения с нынешней властью за определенное количество денег. Договор заключается между коммунальным предприятием и предпринимателем, и не является разрешительным документом для других служб, которые имеют право вмешаться в этот процесс. Например, если та же полиция подойдет и спросит «По какому праву вы тут стоите?», на законном основании отвечать лоточникам нечего. В суд идти тоже не с чем» - говорит Дмитрий Поповский.
К тому же, как разъяснил Дмитрий Поповский, помимо местной власти, существуют еще более высокие инстанции. Если в Верховной Раде примут законопроект, который будет регулировать существования МАФов, то эти договора не будут иметь никакой силы. Впрочем, точно так же они не будут иметь смысла, если вдруг местная власть решит что-нибудь поменять. По-прежнему к каждому лоточнику могут придти в любой момент и приказать «свернуть лавочку»: не важно, есть у него договор или нет. Вся разница состоит в том, что к тем, кто договора не заключил, придут раньше.
Екатерина Пробачай