Мировые потребители отказываются от угля
В 2016 году в США, одном из пяти крупнейших производителей и потребителей угля в мире, впервые газовая генерация превзойдет угольную, сообщило американское Управление энергетической информации (Energy Information Administration). По его прогнозам, объем выработки электроэнергии на газовых источниках составит около 33%, тогда как на угольных сократится до 32%. В 2008 году на угольную генерацию в США приходилась половина выработки электроэнергии в стране.
Главная причина сокращения потребления угля в США - падение цен на природный газ, который наравне с углем используется для генерации электрической и тепловой энергии. На Нью-Йоркской торговой бирже стоимость газовых фьючерсов с поставками на май в пересчете за тысячу кубометров снизилась до рекордных $65,12. С начала года цена на него упала на 20%.
Эффективность газовой генерации (по удельной теплоте сгорания) выше угольной почти в два раза. Таким образом, для того, чтобы уголь был конкурентоспособным по отношению к природному газу в США, цены на него должны упасть до $33 за тонну (сейчас он стоит около $41 за тонну).
Другим фактором, мотивирующим американских энергетиков переключаться на газ, является усиление нормативного регулирования в отношении выбросов парниковых газов.
В результате местной угольной отрасли грозит уход с рынка крупнейших игроков, отмечает The Wall Street Journal. За последний год защиты от кредиторов и банкротства попросили четыре ведущих американских производителя угля: Arch Coal, Alpha Natural Resources, Patriot Coal и Walter Energy. На прошедшей неделе к ним присоединилась крупнейшая в мире частная угледобывающая компания - американская Peabody Energy, которая подала документы в Комиссию по ценным бумагам и биржам, указав на возможность банкротства в ближайшее время. На конец 2015 года совокупный долг Peabody составил $6,3 млрд. В 2015 году компания добыла чуть более 207 млн т угля (228,8 млн американских "коротких" тонн). Для сравнения: общий объем добычи угля в России в прошлом году составил около 371 млн т.
Будущее угольной отрасли даже стало одной из главных тем предвыборной президентской гонки. Большинство сторонников Демократической партии выступают за переход на более чистые по сравнению с углем источники энергии. Республиканцы же заявляют о тяжелых последствиях для экономики из-за сокращения рабочих мест в угольной отрасли.
Часть мирового тренда
Ситуация с угольной отраслью в США отражает общемировой тренд. В 2014 году потребление угля в мире впервые с 90-х годов прошлого века перестало расти и сократилось на 0,9%, до 7,023 млрд т, говорится в годовом отчете Международного энергетического агентства. Ранее потребление демонстрировало ежегодный рост примерно на 4%. Данные за 2015 год еще не опубликованы, но, учитывая такие макроэкономические факторы, как сокращение выплавки стали в Китае (впервые с 1991 года объем ее производства снизился на 2,3%, до 803,83 млн т) и замедление экономического роста в Поднебесной, вряд ли стоит ожидать разворота нисходящего движения.
Китай, который является и крупнейшим производителем, и главным потребителем угля в мире, второй год подряд демонстрирует сокращение потребления угля: в 2014 году оно уменьшилось на 2,9%, а в 2015-м - на 3,7%. Как ожидается, генерация угля в Китае сократится к 2020 году до 67% с нынешних почти 70% во многом в связи с вводом новых атомных энергоблоков и увеличением доли возобновляемых источников энергии - ветряных электростанций.
В декабре 2015 года в Париже состоялась климатическая конференция ООН, по итогам которой был выработан протокол, предусматривающий существенное снижение эмиссии углекислого газа. Около 39% выбросов СО2 приходится на предприятия электроэнергетики, работающие на угле.
Украина наращивает производство
Однако не все готовы сокращать производство. На фоне довольно низких цен на топливо и дорогостоящего перепрофилирования производства уголь будет оставаться привлекательным видом топлива для тех регионов, где инвесторы не будут видеть потенциала для долгосрочных инвестиций в новые объекты генерации. Это в том числе касается постсоветского пространства, где главными потребителями угля выступают теплоснабжающие станции, работающие в режиме когенерации - выработки и тепловой, и электрической энергии.
В частности, Украина, где доминирует центральное отопление, вряд ли в ближайшем будущем сможет уйти от теплогенерации на угле: из 14 ТЭС на угле работают семь. В 2015 году на украинские ТЭС было поставлено 8,508 млн т угля из зоны АТО, сообщало Минэнерго.
В 2015 году угледобывающие предприятия самопровозглашенной ДНР произвели 9,03 млн т угля, что на 27,6% больше, чем ранее планировалось. Данных об объемах добычи угля в самопровозглашенной ЛНР за 2015 год еще нет.
Россия на перепутье
В электрогенерации России уголь играет меньшую роль, чем в США и тем более Китае. На долю угольной генерации приходится около 24%. Основным видом топлива в энергобалансе страны является газ (его доля - 52%). Главные потребители угля среди российских энергетиков - теплоснабжающие организации (теплоэлектростанции), расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке.
В планах российских властей пока не значится отказ от угольной генерации или ее сокращение, тем более в некоторых регионах ввиду сильной удаленности от газовой инфраструктуры и из-за отсутствия необходимых параметров для организации гидроэнергостанций уголь остается, по сути, единственным приемлемым видом топлива для электрогенерирующих предприятий.
Помимо этого, действующая стратегия развития угольной промышленности предполагает увеличение добычи и поставок угля как для внешнего, так и для внутреннего рынка. Согласно действующей стратегии, к 2030 году Россия должна увеличить добычу угля до 410 т (сдержанный вариант) или даже до 480 млн т (оптимистический вариант). Экспорт, как полагают составители стратегии, должен увеличиться до 240 млн т к 2030 году, в основном в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2015 году объем добычи угля вырос на 4%, до 373 млн т, из которых около 155 млн т ушли на экспорт.
Против снижения угольной генерации резко выступают в профильных профсоюзах, которые предупреждают об опасности возникновения социальной напряженности и росте тарифов на энергоресурсы. Они уточняют, что доля угольной энергетики Сибири в суммарных выбросах углекислого газа составляет всего 5%.
Но если Россия ратифицирует Парижское климатическое соглашение, то одним из следующих шагов в угольной отрасли может стать углеродный налог за выбросы углекислого газа. За его введение, в частности, выступает Минприроды. Как предлагал президент "Русала" и энергетической группы En+ Олег Дерипаска, этот налог не должен быть ниже $15 за тонну угля.
Если такой налог будет применен, то рентабельность угольных электростанций резко сократится.