Поэт Станислав Минаков: Никаких Монако из Севастополя устраивать не надо!
Журналист Александр Чаленко записал интервью с русским литератором Станиславом Минаковым из Харькова, вынужденным после госпереворота в Киеве эмигрировать в Российскую Федерацию. Минаков рассуждает о значении города русской морской славы Севастополя для русской культуры.
Александр Чаленко: Чем лично для тебя является Севастополь? Когда ты в нем впервые побывал? Станислав Минаков: Возвращение Севастополя и Крыма в русское лоно из антирусского "проекта Украина" я воспринял как личное счастливое событие, с большим эмоциональным подъемом. Ждал и логичного продолжения.
Город-герой Севастополь, с его греческим названием, является для меня ровно тем же, что и для любого русского человека, - городом русской воинской, морской славы, где каждая пядь земли омыта кровью наших героев, участников всех войн Империи.
Кстати, Крымскую войну 1854-1856-го называли предтечей Первой Мировой, даже репетицией ее. Тут и плеяда героических имен наших флотоводцев, и рядовых, к примеру, Георгиевский кавалер матрос Кошка, крепостной крестьянин-малоросс, уроженец села Ометинцы Подольской губернии (ныне Винничина).
Это и святитель Иннокентий Херсонский, здешний епископ, героически проявивший себя, как и другие наши батюшки, при обороне Севастополя в той войне. В духовном смысле - это и изначальная колыбель русского Православия, Херсонес, место крещения святого равноапостольного князя Владимира, внука святой равноапостольной княгини Ольги, которая крестилась в Константинополе и, можно сказать, сделала Руси византийскую прививку.
Я люблю бывать и на территории древнего Херсонеса, и у мыса Фиолент, в Свято-Георгиевском монастыре, где побывал Пушкин, высаживался с корабля.
Не забудем также, что, по преданию, именно отсюда святой апостол, «наш Апостол Андрей Первозванный» (есть у меня такая строка) пошел две тысячи лет назад по землям, которые потом назовутся Русью - на Днепр, на Волхов и Ладогу, на Валаам.
Александр Чаленко: Расскажи об интересных моментах своих приездов туда: с кем общался, куда ходил. Станислав Минаков: Впервые я попал в Севастополь лет двадцать назад, в середине 1990-х. У нас возникло обыкновение на майские праздники ездить с маленькими и немаленькими детьми и друзьями большими группами в Крым, ходить короткими походами по этой древней и всегда живой красоте. Попадали не раз в поле нашей приязни и плато Мангуп, и Ялтинская яйла, и Черная речка. Вот с последней мы и вышли однажды в Севастополь, где искупались в море у Херсонеса, сходили с детворой на экскурсию. С тех пор доводилось мне бывать в Севастополе и окрестностях несколько раз, в связи с литературными мероприятиями, всякий раз связанными с днем рождения Пушкина. Давненько уже меня туда не звали.
Александр Чаленко: Почему русские писатели и поэты игнорировали Севастополь, выбирая местом жительства то ли Ялту, то ли Коктебель? Даже Сергеев-Ценский, автор "Севастопольской страды", и тот выбрал местом жительства Алушту. Почему Севастополь у них попал в игнор? Станислав Минаков: Если говорить о Ялте, то она ж расположена совсем рядышком с Севастополем. Но вообще - Ялточка-Ливадия-Ореанда-Алупка, Гурзуф-Партенит - это отдельный, я бы сказал, «царский рай» на Южном берегу Крыма, в субтропиках. А Коктебель, Феодосия, Керчь - совсем другое, Восточный Крым, там иной характер природы, киммерийский.
Привязка культурной публики к Коктебелю понятна - Максимилиан Волошин, «гений места», заложил там сто лет назад, на пустом месте, традицию притекания литераторов и художников. В недавнее время эта традиция была возобновлена Волошинским поэтическим фестивалем; прошло уже, если не ошибаюсь, тринадцать форумов, всегда в сентябре.
Поэт из Черкасс Елена Буевич написала чудесное стихотворение «Вспомни Алушту, с улыбкою странною...». Алушточку тоже нельзя не любить, как и Гурзуфчик. Крым весь просто пронизан русской культурой, это такая волшебная оболочка здешних древних культур. Потому и русские произведения культуры - строения, стихи, картины, сады-парки - имеют особое выражение лица, дорогого всем нам.
Александр Чаленко: Стал ли, по-твоему, сейчас Севастополь модным городом в России? Станислав Минаков: Не знаю, что такое «модный город», и нужно ли им становиться. Я не могу назвать модным древний и небольшой Псков, например, или древние города и городки Владимирщины и Ярославщины, а также Тамбов или Рязань, но тяга к ним у русских людей неистребима, желание приехать, прикоснуться к исконной Руси, в качестве или туриста, или отдыхающего душой, или паломника. В Крым, Севастополь русские материковые люди пока что не очень-то вернулись, мне думается. Инерция последней четверти века отчасти действует: подзабыли. Ну и пока Новороссия остается под неонацистским оккупантом, доступ в Крым отчасти затруднен. С одной стороны, русские из Крыма и Севастополя и не уходили никогда, а с другой, процесс возвращения активный - идет.
Александр Чаленко: Хочет ли в Севастополе жить русская богема? Станислав Минаков: Что касается богемы, то ее чаяния и намерения меня не интересуют вовсе, о богемных позывах мне ничего не известно. Из неких сред слышны болотные реплики в духе «Крым не наш, мы больше туда не поедем». Ну, как говорится, будет воздух чище.
Александр Чаленко: Нет ли идей устраивать в городе поэтические состязания? Станислав Минаков: О грядущих поэтических мероприятиях в Севастополе мне неизвестно, это надо спросить севастопольцев. Там был и мощный бардовский фестиваль, и кинофестиваль, полагаю, эти тенденции будут нарастать. За истекший год вышло и в Москве, и в Питере несколько интересных крупных поэтических антологий, посвященных Крыму. Крым в русской поэзии - особая, многотомная тема. Севастополь, полагаю, там тоже имеет место.
Александр Чаленко: Уверен, что если бы поэту заказали бы стихи о Севастополе, то это были бы какие-то патриотически-барабанные стихи, но мой опыт пребывания в Севастополе, прогулки по нему заставили меня увидеть в нем романтический Белый город. А твоя поэтическая муза как воспринимает город русских моряков? Станислав Минаков: Стихи могут быть разными. У меня много стихов о Крыме, но вот собственно в связи с Севастополем ничего мной не писалось кроме статей. Это не от нас зависит. Однако по аллейке, где гуляла девушкой Аня Горенко (Ахматова), приходилось хаживать. И на тот же пляжик, где она купалась. Я там жил недалеко несколько дней в пансионате на берегу, во время проведения одного из июньских форумов, посвященных русской литературе. К слову: патриотические стихи не обязательно барабанны. Грандиозная песня Б. Мокроусова на стихи А. Жарова «Заветный камень», в которой «последний матрос Севастополь покинул, уходит он с волнами споря», что нам в новейшие времена проникновенно, до слез и мурашек, исполнили и Л. Гурченко, и Д. Хворостовский, - вовсе без барабанного боя. И любимая песнь - музыка В. Мурадели на слова П. Градова - «Легендарный Севастополь», хоть и является пафосным маршем, но это не трескучесть, а сущностная духоподъемность. Вот я сказал про слезы и мурашки - пожалуй, тут ключевой код отношения любого русского человека к нашему родному Севастополю.
Александр Чаленко: Некоторые в Севастополе считают, что город, как и прежде должен оставаться базой Черноморского флота, а другие считают, что милитаризм - это прошлое, а город должен стать Монако. А тебе, твоему поэтическому сердцу, какая концепция милее? Станислав Минаков: Базой ЧФ Севастополь был и останется, а как без этого! Неизбывны слова «Заветного камня»: «Взойдет на утес черноморский матрос, /Что Родине новую славу принес./ И в мирной дали/ Пройдут корабли /Под солнцем родимой земли!». Останется и после того, как Болгария и Константинополь войдут в состав Российской Федерации. (смеется) Ну, или в Таможенный союз. (смеется) Или просто - отпадут от НАТО. Мы же и на морской базе должны всегда «держать порох сухим», памятуя о высказывании Государя Александра III о двух союзниках России - армии и флоте.
И никаких, памаш, «Монако»! Наши денежные мешки для декаданса, разлаганса и щекотания нервов пусть летают в Монако, или где они себе нынче выдумали игорную территорию. Нечего святое место превращать в точку распада и растления! «Тот камень заветный и ночью, и днем Матросское сердце сжигает огнем. Пусть свято хранит Мой камень-гранит - Он русскою кровью омыт».