Новости и события » Экономика » Все секреты безупречного качества продукции Apple

Все секреты безупречного качества продукции Apple

Все секреты безупречного качества продукции Apple

Потребители всегда знают, что гаджеты Apple не подведут. Название компании ассоциируется не только со стилем, инновациями и классным интерфейсом, но и с высочайшим качеством. Apple ценят за продуманные до мелочей обновления, оперативное исправление обнаруженных мелких дефектов, отсутствие проблем с безопасностью сервисов и программного обеспечения. Именно эти факторы служат главной причиной лояльности потребителей продуктам компании.

Покупатели знают, что их устройство будет качественно функционировать с первого дня использования. Но покупка идеального продукта сопровождается значительными затратами, поэтому фундаментом корпоративной культуры Apple является обеспечение безупречного качества и его постоянный контроль.

Правда, в последнее время Apple тоже дает сбои. То с операционной системой iOS 8 возникнут проблемы, то платформа HealthKit подведет, то карты начнут работать некорректно...

Пока другие компании стремятся стать полностью открытыми, Apple держит все внутренние процессы в строгом секрете.

Большие компании рассказывают о своем производстве, сегодня можно найти множество материалов о разработке и тестировании продуктов Google или Microsoft. Например, про тестирование Google пишет Джеймс Уиттакер в книге How Google Tests Software («Как Google тестирует продукцию»), также о нем можно узнать с конференций компании. О тестировании продуктов Microsoft рассказывает книга How We Test Software at Microsoft («Как мы тестируем продукцию в Microsoft).

Про тестирование Apple вы не найдете ни одной книги. Более того, нереально отыскать даже доклады на конференциях или интервью членов команды Quality Assurance в Apple. На все вопросы журналистов, связанные с производством, представители компании отказываются отвечать.

Мы попытались собрать всю доступную информацию о разработке и тестировании продуктов Apple. Безусловно, нельзя безоговорочно верить всем представленным источникам, поскольку их предположения часто основаны на субъективных выводах и догадках. Но некоторые моменты заслуживают внимания, так как они проясняют многие нюансы, связанные с разработкой продукции Apple.

Например, Адам Лашински в книге Inside Apple («Внутри Apple») так описывает технологический процесс создания продуктов:

«Согласно философии Apple, продукты начинаются с дизайна. Конкуренты могут лишь восхищаться тем, какое высокое положение занимают дизайнеры в компании. «В большинстве фирм сначала составляют план, проводят анализ рынка, намечают ориентиры, а уже потом дают указания дизайнерам», - говорит Ив Беар, руководитель калифорнийской художественной студии Fuseproject. В Apple все с точностью до наоборот: дизайнер излагает свою концепцию, которая для остальных является руководством к действию. «Если он говорит: «нужно использовать такой-то материал», коллектив молча кивает в ответ, - поясняет Беар. - Везде производственный отдел диктует свою волю дизайнерскому, в Apple - наоборот». Как только в дизайнерском отделе Apple закипает работа, подключаются остальные подразделения компании; два из них - снабженцы и инженеры - отвечают за конечный продукт. Начинается процесс создания новинок Apple - Apple New Product Process, или ANPP. Такое название носит пошаговая инструкция для внутреннего пользования. Сказать, что ANPP - изобретение Apple, нельзя: в конце 1970-х - начале 1980-х годов аналогичные документы существовали в Xerox, Hewlett-Packard и некоторых других компаниях. Один из бывших инженеров Apple назвал процесс производства Macintosh смесью искусства с наукой. При этом цель ANPP - «идеально отладить научную составляющую, чтобы осталось время на занятия искусством». В документе четко указаны этапы разработки, исполнители, распределены задачи между функциональными подразделениями и установлены сроки выполнения поставленных целей. Перед тем как готовый продукт покинет стены лаборатории, инициативу в свои руки берут два человека - главный инженер и главный логист. Первый определяет, каким должен быть продукт, и руководит работой технических специалистов. Он наделен такой огромной властью, что вселяет страх в сердца сотрудников: у них даже в ходу название «инженерная мафия». Главный логист отвечает за глобальные цепочки поставок; в его ведении созданный Тимом Куком операционный отдел; логист решает, где достать материалы, необходимые для создания продукта. Эти двое руководят всем: подбором поставщиков, закупками и производством. Правда, бывают ситуации, когда им совсем непросто договориться. «В Apple достаточно сказать: «Так будет лучше для продукта», затем привести убедительные аргументы, чтобы спор прекратился и решение было принято в твою пользу», - рассказывал в середине первого десятилетия нового века один из инженеров компании. Несмотря на то, что место работы инженеров и логистов - офис в Купертино, большую часть времени они проводят в Китае. Там на контрактной основе корпорация производит свои компьютеры и мобильные устройства. Другие компании на месте Apple разрабатывали бы продукты в офисе, а потом отправляли готовый проект внешним производителям - так дешевле. Но Apple выбирает едва ли не самый затратный путь: проектирует продукт в офисе, а затем производит и тестирует опытный образец на заводе-изготовителе. Чтобы добиться нужного результата, зачастую приходится воспроизводить всю цепочку несколько раз: снова разрабатывать, изготавливать и тестировать продукт. По выражению бывшего инженера, в Apple существует «открытый цикл»: каждые 4-6 недель на китайской фабрике встречаются основные участники проекта. Обычно главный инженер, который сводит вместе специалистов по «железу» и софту, принимает свежий опытный образец и везет в Купертино на суд вышестоящего начальства. Потом опять садится в самолет и летит обратно. Так повторяется снова и снова».

Хотя про тестирование здесь не сказано ни слова, но понять общую специфику процессов можно.

Больше подробностей открывает книга Линдера Кани Jony Ive: The Genius Behind Apple's Greatest Products («Джони Айв. Легендарный дизайнер Apple»):

«В течение нескольких месяцев после запуска iMac команда «A» довела до совершенства новую методику разработки. Она была названа Apple New Product Process («Процесс разработки нового продукта Apple»), сокращенно ANPP, и стала одним из ключей к успеху Apple. Неудивительно, что в реальности Стива Джобса ANPP быстро превратился в хорошо продуманный процесс вывода новых продуктов на рынок путем детального планирования каждой стадии разработки продукта. Принцип ANPP, воплощенный в компьютерной программе для внутренней сети компании, напоминает гигантский контрольный лист. В нем подробно расписано, что каждый сотрудник должен делать на каждой стадии. Инструкции есть для всех подразделений, начиная с отдела аппаратного обеспечения и кончая программистами, операционным, финансовым и маркетинговым отделами и техподдержкой, которая решала проблемы и занималась ремонтом продуктов после их выхода на рынок. «Процесс охватывает все, от цепочки снабжения до магазинов, - объясняет один из бывших директоров, - и касается не только поставщиков, но и субподрядчиков. Сотни компаний. Все, начиная с красок и винтиков и заканчивая микросхемами». С самого начала ANPP вовлекает в процесс отделы, работа которых видна только после запуска продукта, например, маркетинг. «У нас в Apple о потребностях клиента и конкурентоспособности думают сразу, как только начинается работа над продуктом, - говорит директор по маркетингу Фил Шиллер. - Маркетологи - равноправные члены команды, они создают продукцию наряду с инженерами и операционной группой». Система ANPP была построена с учетом лучших наработок Hewlett Packard и других компаний Кремниевой долины. Джобс задумал ее еще в NeXT и довел до совершенства почти сразу после возвращения в Apple. Хотя такая процедура может показаться негибкой, она стала важным достижением. Один сотрудник в то время описывал ее так: «Процесс очень четко расписан, но не обременителен и не бюрократичен. Он дает каждому возможность творить там, где это нужно, но не более того. Посмотрите на результаты! Apple - очень быстрая компания». Система охватывала и отдел Джони, поэтому дизайнеры отныне должны были отмечать галочками все этапы от исследований и создания концепта до разработки и производства. Салли Грисдейл работала менеджером группы продвинутых технологий, которая тесно сотрудничала с группой дизайна. Она говорит, что ANPP отличался от систем в других компаниях систематическим документированием. «Записывали все. Это было неизбежно, ведь элементов так много, - говорит она. - Когда я работала, все процессы были прописаны. Именно поэтому в Apple было так здорово работать: у нас были буклеты о том, что и как надо делать, и это очень помогало при разработке программ и аппаратуры. Во всем была стройность и логика. Когда я перешла в другие компании, Excite и Yahoo, я столкнулась с жестокой реальностью - у них ничего подобного не было. Никто ничего не записывал. Какой процесс? Вы смеетесь? Отдали и забыли!» Другим источником вдохновения для ANPP было «комплексное проектирование» - современная система управления технологическим процессом, благодаря которой отделы могут работать параллельно, в отличие от старой схемы, где проекты последовательно переходят от одного коллектива к другому. Она зародилась в крупных инженерных организациях вроде NASA и Европейского космического агентства. Эта сложная, но гибкая методика позволяла выявлять проблемы на ранних этапах, поскольку учитывала процесс в целом - полный жизненный цикл продукта от производства до обслуживания и утилизации. Джони восхищался разработчиками космических спутников, не исключено, что из-за применения ими комплексного проектирования. Раньше в Apple над изделием сначала трудились инженеры, а затем оно переходило к дизайнерам для разработки оболочки. При Джобсе такая схема перестала работать из-за возросшего значения дизайн-студии. «Если вы так же амбициозны, как мы, традиционные способы разработки вам не подходят, - заметил Джони. - Задачи столь сложны, что приходится создавать продукцию в тесном сотрудничестве».

Bloomberg пишет, что в состав команды Quality Assurance входит примерно 100 сотрудников. Рабочие обсуждения команды носят название Bug Review Board. Во время этих встреч инженеры компании отчитываются о поиске дефектов и контролируют этот процесс с помощью специального графика:

Руководителем заседания является вице-президент продукт-менеджемента iOS и Mac OS Ким Воррат. Также он отвечает за соблюдение сроков выхода продуктов и их качество перед выпуском. Кроме него в обсуждении принимает участие директор департамента Quality Assurance Джош Уильямс и другие инженеры Apple Software Engineering Group.

В процессе обсуждения все найденные дефекты сортируются по степени важности от P1 до P3. При этом P1 считается существенным дефектом, который блокирует выпуск продукта. P2 и P3 - незначительные дефекты, с которыми компания, как правило, справляется до того, как пользователи получают предыдущее обновление.

Примечательно, что на этих встречах часто возникают споры между инженерами и менеджерами. Первые стремятся сначала исправить все ошибки, а вторые хотят выпустить вовремя продукт, а устранение дефектов отложить на следующие версии.

Бывшие сотрудники Apple говорят, что большинство тестов производится вручную. Однако для iPhone используются автоматические тесты. В общей сложности в разработке и тестировании принимает участие порядка 100 человек.

Кроме отдела Quality Assurance, который несет ответственность за качество, в Apple с 1980 года существует практика использования своих продуктов. Тогда президент компании Майкл Скотт написал письмо, в котором призвал сотрудников не использовать печатные машинки. Таким образом он хотел убедить пользователей в том, что печатные машинки им больше не нужны.

В книге «Внутри Apple» упоминается такой показательный эпизод: «Типичный пример - iPhone. Его предыстория проста: сотрудников Apple раздражали смартфоны, которые они покупали. «В итоге решили сделать свой», - объяснял Джобс и достигал сразу двух целей. С одной стороны, рассказывал несомненно правдивую историю, с другой говорил покупателю что-то вроде: «Мы обожаем собачий корм настолько, что едим его сами. Приобретайте, не пожалеете». Этот принцип получил название«eating your own dog food» («кушать корм своей собаки»).

Также в компании активно используется тестирование моделей в повседневной жизни. Сотрудники ежедневно используют устройства, чтобы обнаружить дефекты, которые не удалось найти во время лабораторных тестов.

В Apple практикуют программу Bug bounty, которая поощряет людей, обнаруживших в продуктах недостатки и сообщивших компании о них. Также инженеры Apple сотрудничают с FreeBSD Security Team в вопросах, касающихся анализа и релиза патчей безопасности. Компания любит проводить тестирование на пользователях, ради чего выпускает бета-версии своего программного обеспечения.

Судя по списку вакансий, в команду Quality Assurance входят как специалисты по ручному, так и по автоматическому тестированию. Вероятнее всего с каждой продуктовой командой сотрудничает своя команда тестировщиков.

Если говорить об используемых инструментах и технологиях, то Apple почти не отличается от других разработчиков ПО:

  • в разработке используется Сontinuous Integration;
  • тестовые фреймворки пишутся с помощью Python, Ruby и Perl, для автоматизации типичных действий используется AppleScript;
  • компания пользуется JUnit, TestNG, Selenium и WebDriver.

Уязвимым местом Apple можно считать количество автоматических тестов. Как и у многих других компаний, у Apple наблюдается отставание процесса автоматизации тестирования функциональности от темпов разработки этой функциональности.

Стоит более подробно рассмотреть такой инструмент разработки и тестирования, как Radar. Эту внутренняя программа Apple для устранения дефектов. Существует несколько способов работы в Radar. Первый - использование веб-приложения RadarWeb. Второй - использование приложения MobileRadar, предназначенного для iPad и iPhone. Третий вариант - Radar для OS X. Сторонние разработчики могут получить доступ только к RadarWeb с ограниченным функционалом. Сотрудники Apple могут использовать все преимущества программы посредством приложений для iOS, Radar для OS X и RadarWeb.

Майкл Лопп, который ранее работал в Apple старшим менеджером по разработке, рассказывает о своих впечатлениях от Radar:

«Это было мое любимое приложение для внутреннего пользования. Radar написан на Cocoa, он работает как программа отслеживания дефектов. Если вы желаете узнать о конкретном приложении Apple, вам нужно зайти в Radar.

Многие команды в компании ставили приложение во главу угла. Apple принимала жалобы на продукт только тогда, когда Radar фиксировал эти неполадки. Если бы меня спросили: «Вы знаете, что в вашем продукте есть определенный дефект?», я бы задал встречный вопрос: «А есть ли он в Radar?» - «Нет». - «Пока его там нет, я ничем не могу помочь».

В компании существуют неприкасаемые правила:

  • сообщать о всех, даже самых мелких дефектах продукта;
  • указывать как можно больше подробностей о возникшей проблеме. Стоит также убедиться, что ее еще нет в базе. Обязательно зафиксировать наличие этой проблемы;
  • после сообщения о решении проблемы нужно самому все проверить. Часто бывает так, что проблема остается или на ее месте возникает другая;
  • несоблюдение правил влечет оперативное напоминание о них.

Команды, которые придерживались этих правил, смогли превратить Radar в мощный инструмент и надежный источник данных о продукции. Программа позволяет отвечать на вопросы о состоянии разработки не уклончивыми ответами типа: «Постепенно двигаемся вперед», а конкретно: «Устраняем главные дефекты, по одному на инженера в течение дня. Команда состоит из 14 специалистов, которые работают над 308 ошибками. Если не учитывать новые, то справимся с работой за 22 дня. Новые ошибки приходят по 7 штук в день, их количество будет увеличиваться. Подробную информацию можете посмотреть в Radar».

Если взглянуть на вакансии Apple, то можно предположить, что компания практикует использование методологий Agile и Scrum.

Один из бывших разработчиков Mac OS рассказал об изменениях в методологии разработки ПО. Вместо релизов с огромным количеством модификаций была введена система спринтов - две недели отводится на разработку функционала и одна неделя на устранение дефектов. Этот человек уверен, что нововведения сказались на стабильности приложений и предсказуемости дат их выхода в мир.

Давайте теперь подытожим ключевые особенности разработки и тестирования продуктов в Apple:

  • главная роль отводится команде дизайнеров, а не разработчиков;
  • все обнаруженные ошибки мгновенно фиксируются специальной программой Radar;
  • процесс разработки определяется строгой инструкцией (ANPP), в которой описаны все этапы создания продукта;
  • за тестирование продуктов отвечают два человека: главный инженер и главный логист. Внутри компании они получают фактически безграничные полномочия.
  • все продукты проходят бета-тестирование;
  • сотрудники Apple тестируют опытные образцы в повседневной жизни;
  • компания использует принцип «кушать корм своей собаки»;
  • используется система поощрения Bug Bounty;
  • Все дефекты анализируются в процессе коллективного обсуждения (Bug Review Board);
  • компания отдает предпочтение ручному тестированию;
  • разработка происходит в течение трехнедельных спринтов: две недели идет на разработку функционала, одна неделя - на устранение ошибок.

Со всех этих процессов и рождается конечная продукция Apple. Безусловно, компания в этом плане не открыла Америку, большинство конкурентов подходит к разработке примерно так же. Возможно, секрет успеха Apple связан в первую очередь с высокопрофессиональными и лояльными сотрудниками, а не особенными процессами и передовыми технологиями?

Все секреты безупречного качества продукции Apple

Все секреты безупречного качества продукции Apple

Все секреты безупречного качества продукции Apple

Все секреты безупречного качества продукции Apple

Все секреты безупречного качества продукции Apple

Microsoft NASA


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх