Сепаратизм Каталонии: когда деньги важнее
На фоне мирового экономического кризиса сепаратистское движение активизировалось в Каталонии. Регион начал требовать больше прав у центральной власти Испании. Мадрид пребывает в перманентной борьбе с сепаратистскими движениями. Раньше его головной болью была Страна Басков (о ней в ближайших публикациях серии о мировых межнациональных конфликтах на нашем сайте), но сейчас - Барселона. Записано со слов Пабло Гонсалеса, испанского журналиста, этнического баска, который освещал события на востоке Украины для изданий Gara, Naiz, Zazpika и латиноамериканского телевидения. Пабло Гонсалес на Донбассе.
Каталония была частью королевства Арагон - крупного средневекового государства, которое всегда было на полпути между Францией и Испанией. В конце концов оно вошло в состав Испании в конце 18 века.
По сравнению с сепаратизмом в Стране Басков каталонское движение менее радикальное. Дело в темпераменте: в некотором смысле вы можете сравнить басков с кавказцами, а у каталонцев более спокойный характер. Но они злопамятны. Каталонцы, может, не делают резких движений, но выводы на будущее уже составили.
У Каталонии также, как и у басков, было вооруженное движение. Оно называлось "Терра Юре" ("Свободная земля"). Просуществовало с конца 1978-1979 и до 1991 года. На счету "Терра Юрре" (lliure) несколько сотен терактов и буквально пару жертв. Они сосредоточились на экономическом давлении, разрушении, нежели на убийствах.
Во времена Франко националистическое движение было активно на уровне культурного сопротивления - в первую очередь диссиденты издавали книги или завозили их из заграницы. И да, диссиденты сидели в тюрьме - тот же Джордже Пужоль. Только после прихода демократии (выборы 1980-х) он стал президентом Каталонии. Правил фактически 25 лет.
Каталония как часть Испании на современной карте.
Национализм в Каталонии делится на два типа: "левый" и "правый". Пужоль из "правых". Но со временем "левые" начали набирать обороты и именно они сейчас в силе. Из-за кризисов люди засомневались в капиталистической системе. При этом отношения между Барселоной и Мадридой строились на экономической выгоде и взаимном интересе.
Власти Каталонии добились многих уступок. Например, помощь в организации Олимпийских игр-1992, развитие инфраструктуры в целом.
Каталонии было мало. С началом экономического кризиса 2008 года общее положение граждан стало ухудшаться. Плюс коррупционные скандалы сотрясали Испанию в правящей "Народной партии". До недавних пор движение за самоопределение было маргинализированным. Но все изменил именно глобальный кризис 2008 года.
Пик сепаратистских настроений припал на 2015 год во время выборов в парламент Каталонии. Сепаратистски настроенная коалиция Junts per Si ("Вместе за независимость") получает 62 места в 135-местном парламенте. Также выступающая за отделение региона от Испании крайне левая партия "Кандидатура народного единства" (CUP) получила 10 мест.
Эти выборы воспринимались как референдум, поскольку ранее запланированный на 2014 год референдум о политическом будущем Каталонии не состоялся (он не соответствовал Конституции).
Сейчас проблема в другом - кризис правительства в Мадриде. Каталонии не с кем разговаривать. Общенациональная партия "Мы можем" (Podemos) даже готова провести референдумы. Но не для раздачи независимости, а чтобы понимать настроения общества перед началом конституционной реформы.
Параллель с Донбассом проста - противостояние центра и периферии насчет конституционной реформы; трудности в толковании истории. При этом нужно отметить, что Каталония, как и Страна Басков, веками находятся в границах, которые мы знаем сегодня, в отличии от "ДНР" и "ЛНР".
Я не верю в то, что если Каталония объявит независимость, Мадрид направит танки на Барселону. Будет изоляция, Каталонию исключат из Евросоюза, будут порваны многие экономические связи, но войны не будет.
Каталония: главные города на современной карте.
В целом, к локальному сепаратизму в Испании относятся спокойно. Если работают светофоры - значит, все нормально. Для рядового испанца возможная независимость Каталонии проблема не глобальная. Безработица, кризис - вот что беспокоит каждого.
На примере Каталонии украинцам стоит задуматься, что без диалога дальше никак. Если быть гибким, не закрываться, идти на уступки - договориться всегда получится. Ведь на самом деле между Барселоной и Мадридом исторических разногласий намного больше, нежели между Донецком и Киевом. Но испанцы уже несколько раз в прошлом бомбили Каталонию и сейчас понимают, что это не ведет ни к чему хорошему в дальнейшем...
Общался Ростислав Буняк.