Вспышка кишечных инфекций в Измаиле: расслабляться пока рано
Вспышка кишечных инфекций в Измаиле идет на спад, однако эксперты предупреждают: о полной победе говорить еще рано. "Думская" с помощью специалистов проанализировала известные на данный момент обстоятельства чрезвычайной ситуации.
Все началось 16 июня, когда за медицинской помощью обратились 50 измаильчан, в том числе 39 детей. На сегодня количество пострадавших превысило 500, больше половины их них - дети. В больницах остаются более 200 человек. Состояние госпитализированных - средней тяжести. Летальных исходов, к счастью, нет.
В подобных случаях должно проводиться эпидемиологическое расследование, чтобы выявить источник инфекции и путь его передачи. Специалисты СЭС связали происшествие с недавним ливнем, который 14 июля буквально затопил город. Врачи объявили о смешанной инфекции - одновременном заражении водопроводной воды ротавирусами, норовирусами (заражение которыми обычно протекает в виде "кишечного гриппа") и кишечной палочкой.
Однако опрошенные нами специалисты высказали сомнение по поводу такой версии. По мнению эпидемиолога, кандидата медицинских наук Вадима Мельника, картина вспышки в Измаиле не является типичной для вирусной инфекции. Ротавирусы поражают в первую очередь детей до 5 лет, а среди пострадавших значительная часть - взрослые. Инфицирование норовирусами обычно наблюдается осенью и зимой. Что касается кишечной палочки, то для нее характерен пищевой путь передачи (бактерии, в отличие от вирусов, могут размножаться вне человеческого организма в продуктах питания), а обычное хлорирование воды - достаточно эффективный способ борьбы с этим возбудителем.
Врач-эпидемиолог Борис Панфилов согласен с тем, что версия бактериального заражения является спорной. "Кишечная палочка размножается в продуктах питания неравномерно, поэтому для случаев массового заражения характерны разные степени тяжести заболевания - от легких до тяжелых. Что касается вирусов, то заражение всего водопровода в большом городе - маловероятно", - считает он
С уверенностью можно утверждать, что панические слухи о вспышке холеры, которые распространяются в соцсетях, не имеют под собой никаких оснований. Дизентерии в Измаиле тоже нет, хотя как она характерна для наводнений и затоплений с размывом выгребных ям. Поэтому эксперты считают, что есть смысл проверять и другие версии.
Водоснабжение Измаила осуществляется из нескольких десятков артезианских скважин. Они подпитываются дунайской водой, которая естественным путем фильтруется через большой слой песка. Если в результате ливня произошло локальное заражение дунайской воды, то до водоносных горизонтов инфекция дошла бы очень нескоро, если вообще бы дошла.
Также маловероятна версия загрязнения накопительных резервуаров местного управления водопроводно-канализационного хозяйства. Как сообщалось, по всем показателям водопроводная вода в Измаиле оказалась в пределах нормы, поэтому гиперхлорирование (обработка воды многократно повышенной дозой хлора) в данном случае является профилактической мерой, цель которой - обеззаразить трубы, а не воду.
Эксперты в один голос утверждают, что в первую очередь нужно проверять версии пищевого пути передачи - с продуктами питания, в частности, молочными. Также возможно локальное загрязнение воды на определенном участке водопровода. Это могло произойти, например, во время отключения воды для ремонта. При этом в трубах образуется разрежение, и через щели в водопровод может попасть что угодно - от воздуха и грунта до неочищенных канализационных стоков.
К слову, состояние трубопроводов в Измаиле - плачевное. Из 360 километров уличных трасс в немедленной замене нуждается 300. Денег на это, как обычно, нет. Городские власти своими силами меняют 3-6 километров ежегодно. И такая ситуация - увы, по всей стране.
Как сообщают нам жители города, очаг инфекции находится где-то в центре, основная часть пострадавших живет вдоль линии от центральной части Измаила к пригородному селу Матроска. Остается надеяться, что специалисты собирают и анализируют сведения о том, что связывает заболевших людей, какие у них особенности здоровья, где они покупали продукты, что ели и пили за день-два перед госпитализацией. Без этого все хлопотные и дорогостоящие мероприятия, наподобие закрытия рынков и ресторанов, выключения фонтанов и гиперхлорирования воды, могут оказаться безрезультатными и даже принести больше неприятностей, чем пользы. И самое главное - без выяснения причин вспышки никто не застрахован от повторения подобных ситуаций в будущем.
Эксперты предупреждают: если причиной болезни действительно является заражение воды в результате ливня, то нужно быть готовыми к новым вспышкам. В частности, вторая такая вспышка может произойти через три недели, а третья - через два месяца после ливня, когда пройдут инкубационные периоды характерных для наводнения возбудителей, в частности гепатита А. Этого же мнения придерживается главный инфекционист Минздрава Ольга Голубовская. В случае подтверждения версии о вирусах как причины болезни, следует ждать осложнений у пострадавших детей. Нельзя упускать из виду и то, что для многих кишечных возбудителей характерен также воздушно-капельный путь передачи, и в условиях переполненных больниц это может стать дополнительным каналом переноса инфекции.
Можно ли сейчас утверждать, что "ситуация под контролем"? Увы, пока точно не установлена причина болезни и путь передачи инфекции, заявлять об этом рано. Хочется верить, что сотрудники санитарно-эпидемиологической службы, которую в последние годы нещадно реформируют, все еще способны грамотно реагировать на подобные события.
Редакция желает скорейшего выздоровления всем пострадавшим.