Громкий допрос по делу ИЛ 76 (видео)
Командир воинской части А 3840 вчера давал показания в качестве свидетеля в деле по делу ИЛ 76. Летчик рассказал подробности дня катастрофы и то, как военные сами пытались обеспечить свою безопасность.
Напомним, речь идет о самолете с 49 украинскими бойцами на борту, два года назад его сбили боевики над Луганским аэродромом. 9 погибших в результате авиакатастрофы - мелитопольский экипаж. Показания по делу давал непосредственный очевидец трагедии: один из пилотов, командир мелитопольской части военно-транспортной авиации Дмитрий Мымриков. А также особо ценный свидетель - начальник Генштаба вооруженных сил Украины.
На скамье подсудимых - генерал Виктор Назаров, обвиняется в служебной халатности. Он руководил штабом АТО 14 июня 2014, когда произошла трагедия. Во время посадки в Луганском аэропорту боевики ракетой сбили военный ИЛ-76. 40 бойцов и 9 членов экипажа погибли. Родные уверены: Назаров знал об опасности, у него были разведданные, но вылет не отменил.
В ту ночь на посадку в Луганск один за другим заходили три украинских военных самолета. ИЛ был вторым. Командиром первого борта, которому повезло "проскочить" перед обстрелом, был Дмитрий Мымриков. Он рассказывает, что в штабе АТО не могли не знать о том, что аэропорт окружен боевиками.
"Мы уже непосредственно до этого были обстреляны там, когда выполняли полеты. Привозили с собой дырки из стрелкового вооружения, что было доведено до командования", - утверждает командир воинской части №2840, командир первого борта Дмитрий Мымриков.
Из штаба АТО о вероятности использования боевиками ракетно-зенитных комплексов сообщений не было. Но летчики сами решили подстраховаться.
"Никто нам не доводил, но мы сами приняли решение. Мы установили все необходимые средства на самолет. Это - тепловые ловушки, отражатели. Мы уже сами о себе позаботились", - рассказывает Дмитрий Мымриков.
Тепловая ловушка на ИЛ-76 сработала и нейтрализовала первую ракету. Но вторая попала в цель. Видя, как горит сбитый ИЛ, Мымриков - как командир части - экстренно развернул третий борт. Назаров подчеркивает: приказа на вылет не давал. И непосредственного отношения к операции не имел. Но следующим по Скайпу из Печерского суда Киева показания дает руководитель Генштаба.
"Начальником штаба, да, был генерал-майор Назаров. Начальник штаба согласно моим указаниям должен был организовать выполнение тех решений или вопросов, которые определял", - объясняет начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко.
Впрочем, кто давал приказ на вылет и проигнорировал разведданные СБУ о том, что в засаде аэродрома уже ждут боевики, из этих показаний неясно. Обвиняемый тоже молчит.
"Без комментариев", - отвечает обвиняемый Виктор Назаров.
"Информация "вероятная", разведданные "вероятные"! Вот если вероятные данные, как военный человек должен расценивать?", - спрашивает адвокат обвиняемого Михаил Турик.
Родственники возмущены. После трагедии Назаров по-прежнему занимает высокий пост и даже поощрен за прилежную службу орденом Богдана Хмельницкого. Адвокат потерпевших советует им набраться терпения.
"Я думаю, это очень важный допрос и он сможет пролить истину на то, что происходило", - считает адвокат родственников погибших десантников Виталий Погосян.
Следующее заседание по ИЛу - закрытое. Его назначили на конец июля. Будут рассматривать секретные документы.