Что происходит в мире кинокомиксов
Как приключения людей в нелепых костюмах стали мощнейшей индустрией и как получать от нее удовольствие.
В Калифорнии закончился очередной ComicCon, подаривший нам немало инфоповодов: трейлер "Чудо-женщины" с Галь Гадот, например, тизер нового сезона "Игры престолов" и много чего еще. Но важно даже не это, а другое: то, что кинокомиксы сегодня - это верхушка (в кассовом, по крайней мере, смысле) всей киноиндустрии, перестал сомневаться последний скептик. Крупнейшие актеры примеряют трико, о том, кто лучше - Бэтмен или Супермен, - спорят взрослые люди в Facebook, а мы разбираем феномен и то, как мы к этому пришли.
Противостояние DC и Marvel
Любое супергеройское кино, выходящее в прокат, принадлежит одной из двух крупнейших конкурирующих студий комиксов - DC или Marvel. И это принципиальный момент: каждая студия имеет набор своих героев, свою драматургию и характерный тон повествования. А потому, имея даже небольшое представление о каждой из них, можно понять, чего ждать от их проектов.
DC - это издательство Detective Comics, основанное в Нью-Йорке в 1934 году. Именно DC придумали Бэтмена (еще до войны, на минутку, в 1939 году), а также Джокера и Женщину-кошку, Супермена и Чудо-женщину и еще ряд важных, но менее известных в России супергероев и злодеев.
Marvel - другое нью-йоркское издательство, основанное немногим позже - в 1939 году. Marvel подарили миру Человека-паука, всех Людей Икс, красавчиков Тора и Капитана Америку и десятки других персонажей.
Персонажи DC и Marvel не пересекаются. Студии конкурируют на протяжении десятков лет, попеременно лидируя. Слияние индустрии комиксов и кино стало новой вехой в этой войне, и вот как это случилось.
Комиксы в кино
Кому, как не Тиму Бертону, было открывать индустрию кинокомиксов: нутро кукольника и любителя маскарадов, очевидно, само подсказало, где искать золотую жилу. И в 1989 году Бертон экранизирует "Бэтмена" с Майклом Китоном и Джеком Николсоном в роли Джокера. Пусть Бертон обошелся с первоисточником несколько своенравно, в 1989 году не было фейсбука, чтобы возмущаться, а потому фильм приняли на ура. Он десятикратно окупился, доказав успешность эксперимента. В 1992-м Бертон снимает продолжение (каст пополняют Денни де Вито и Мишель Пфайффер, да здравствуют 90-е), снова собирает денег и переключается на другие проекты. Кинобоссы начинают присматриваться к индустрии суперлюдей в трико.
Справедливости ради отметим, что фильмы про супергероев выходили и раньше (и в 50-е, и в 60-е, и в 70-е), но именно с Бертона начали формироваться как отдельный жанр и собирать кассу, достаточную, чтобы с ними считались.
В 2000 году Marvel выпускает "Людей икс", в 2002-м - "Человека-паука" с Тоби Магуайром. И понеслось: каждое лето львиная доля населения планеты Земля заваливается в кинотеатры, чтобы посмотреть на противостояния супергероев и суперзлодеев. К середине 2000-х DC и Marvel стали неотъемлемыми частями мировой поп-культуры.
Чем они отличаются
Marvel ставят на красочность и экшен, тогда как DC вкладываются в драматургию. Первые - это классический аттракцион, вторые ищут способ высказаться на актуальные темы. Тут уж кому что ближе.
Достаточно пересмотреть некоторые фильмы из самых мощных франшиз обеих студий: "Людей Икс", "Железного человека" и "Человека-паука" Marvel, нолановскую трилогию о Бэтмене или "Хранителей" DC, чтобы понять принципиальную разницу между ними.
Если Marvel снимает легкое кино, на которое пускают и детей, то нолановский "Бэтмен" вырос в масштабное полотно о человеческих слабостях, страхах и стремлениях, которое неподготовленный зритель просто устанет смотреть. В том смысле, что он, образно говоря, шел на мюзикл, а перед ним ставят Шекспира. А "Хранители" DC - и вовсе самое "взрослое" супергеройское кино ever, которое стоит посмотреть и при полном отсутствии интереса к теме. Тут и ирония на тему всех супергеройских клише, и секс, и переломанные прямо у зрителя на глазах кости.
В общем: пожевать попкорн - это Marvel. Подумать, как мы до жизни такой докатились, - это DC.
Почему сегодня это важно
Фильмы про супергероев набрали и вес, и темп: выходят каждый год, исправно собирают миллионы долларов в прокате, раскручивают актерские карьеры. Роберт Дауни-младший и Хью Джекман, Кристиан Бэйл и Скарлетт Йоханссон - мы не говорим, что этих актеров не было бы без фильмов по комиксам, но то, что их карьеры взлетели так высоко - без сомнения, заслуга кинокомиксов тоже. Чем дальше, тем серьезнее у этих фильмов состав: вот уже и Бенедикт Камбербэтч снимается для Marvel, Бен Аффлек, Генри Кавелл и красотка Галь Гадот - для DC. Самюэль Л. Джексон, Том Хиддлстон, Энтони Хопкинс, Натали Портман, Идрис Эльба, Микки Рурк, Гвинет Пэлтроу и многие другие - уже давно в кинокомиксах.
Если в 1997-м все смеялись над Джорджем Клуни, надевшим костюм Бэтмена с ярко выраженными сосками, то сегодня ради съемок в комиксах актеры отказываются от других, на первый взгляд, более серьезных ролей. Оказаться на гребне волны эпохи кинокомиксов - это самый быстрый способ сделать себе имя и заработать на безбедную старость.
Поэтому чем дальше, тем больше стоит ожидать серьезных актеров в такого рода ролях. Хотите вы того или нет, разбираться в хитросплетениях комиксов придется.
Что происходит сейчас
Обе студии начали собирать свои фильмы вместе. Сегодня каждое супергеройское кино - не полноценное высказывание, а лишь частичка общей грандиозной мозаики. У Marvel это франшиза "Мстители", у DC - "Лига справедливости".
Представьте себе рок-фестиваль, на котором выступают и The Rolling Stones, и Metallica, и Coldplay, и Борис Гребенщиков - это вот и есть "Мстители" и "Лига справедливости" для любителя комиксов. Это объединение всех супергероев студии против самого злобного космического зла. Человек-паук стоит спина к спине с Железным человеком, Бэтмен - рядом с Суперменом.
Гранд-финал должен состояться примерно в 2020 году - именно тогда, если верить анонсам, выйдут заключительные фильмы франшиз. Что будет потом - не ясно. Возможно, зритель перенасытится людьми в масках и переключится на что-то иное. Волна популярности кинокомиксов схлынет, актерам придется искать новые амплуа. Поживем, словом, увидим.
На что мы идем в кино
Давайте перестанем упираться и вольемся в радостную толпу. В кино мы идем на "Отряд самоубийц" DC (все суперзлодеи студии объединяются - что из этого получится?), "Аквамена" и "Чудо-женщину" той же студии, а также "Доктора Стрэнджа" и "Стражей галактики 2" Marvel. Увидимся в кинозале.