Модель «двойного алмаза»: как управлять дизайн-задачами и проектами
Редактор издания Digital Experience Design Дан Несслер рассказал о том, как переработал методику «двойного алмаза», чтобы использовать ее для организации дизайн-задач и проектов. Методика делит принятие решений на четыре процесса: знакомство с проблемой, сосредоточение на ней, поиск потенциальных решений и выбор нужного - и визуализирует их в виде двух «алмазов».
Редакция рубрики «Интерфейсы» публикует перевод материала, выполненный командой Sketchapp.
Отправная точка и основы
Почти в любом дизайн-проекте ключевой вопрос таков - как перейти из точки А («Не знаю» или «Может быть») к точке Б («Знаю» и «Должно быть»). На первый взгляд этот процесс может показаться простым и быстрым, но в реальности он бесконечный, ведь креативность - это привычка постоянно переделывать все заново, чтобы привнести положительную разницу в жизнь.
Модель «двойного алмаза» представляет собой структурированный подход к принятию вызовов, состоящий из четырех этапов:
- открытие и исследование - знакомство с проблемой (расхождение);
- определение и синтез? - область для сосредоточения (схождение);
- разработка и идеация - потенциальные решения (расхождение);
- результат реализация - решение, которое работает (схождение).
Фазы этого процесса либо сходятся, либо расходятся. Во время сходящейся фазы вы пытаетесь открыть как можно больше, не ограничивая себя, а на сходящихся фазах нужно конденсировать и сужать свои идеи и наблюдения.
Четыре фазы процесса «двойного алмаза» можно упростить и объединить в две главные стадии:
Стадия 1:? найди правильное решение (Diamond 1 -? исследование и поиск решения). Что бы вы ни делали, следует понять, какую именно задачу нужно решить, или на какой именно вопрос нужно найти ответ.
Стадия 2: сделай все правильно (Diamond 2 - разработка и внедрение). Как только вы определили правильный вопрос для поиска ответа, задачу для решения, нужно убедиться, что вы делаете все должным образом.
Переработанная модель «двойного алмаза»
Я создал свою, переработанную версию метода «двойного алмаза». Те, кто знаком с моделью «двойного алмаза» от British Design Council, антропоцентрической дизайн-идеологией от IDEO или процессом дизайн-мышления от D.school, наверняка знают о большинстве подходов, шагов и инструментов, о которых я расскажу.
Метод «двойного алмаза» Процесс антропоцентрического дизайна Процесс дизайн-мышления
Согласно Дону Норману, процесс антропоцентрического дизайна начинается с хорошего понимания людей и их потребностей, которые дизайн предназначен осуществить. Различные компании, организации и учебные учреждения приняли этот вызов и выработали модели, которые задают структуру процесса антропоцентрического дизайна.
Чили кон карне и «двойной алмаз»
Когда вы впервые готовите чили кон карне, вы сначала изучаете рецепт. Как только вы обожжете язык пару раз, вы либо перестанете налегать на специи, либо не сможете остановиться и будете перчить больше и больше. Грубо говоря, вы адаптируете рецепт под свои нужды и вкусы.
Именно это я и сделал с дизайн-процессом за месяцы попыток освоить цифровой дизайн взаимодействий. В качестве начального ингредиента своего блюда я использую процесс «двойного алмаза», выработанный British Design Council. Мне нравится структура, чистота и динамика этого фреймворка.
Набрав в поисковике Double Diamond, вы найдете различные интерпретация и определения этой методики. Я принимаю версию, описанную выше: слова позволяют подстраивать этот термин под разные применения. Если продолжать аналогию с чили - для меня это самый подходящий рецепт.
Пошагово изложу каждую фазу этого подхода.
Стадия 1: найди правильное решение (исследование и поиск решения)
Эта фаза разделена на части «открытие и исследование» и «определение и синтез».
Открытие и исследование
Разработайте бриф (стандартное начало) - попробуйте проанализировать бриф или изначальный вопрос, оспаривая каждую его часть и оценивая сферы интересов. Приведите столько элементов, сколько можете, найдите характеристики, определите сферы интересов и крайности, перечислите места, людей (или персонажей), взаимодействия, которые связаны с кейсом и которые можно исследовать.
Перед погружением в исследование распределите свои находки по темам, чтобы получить общую структуру: так вы сможете ограничить объем исследуемых материалов.
Погрузитесь в исследование. Примените методы первичного исследования (на местах) и вторичного (кабинетного). Вот исчерпывающий список методов исследования.
В результате получится огромное количество неструктурированных результатов исследований.
Определение и синтез
Чтобы придать результатам смысл, нужно синтезировать свое исследование:
- Просуммируйте результаты исследования и поделитесь ими с командой.
- Сгруппируйте полученную информацию по темам.
- Найдите инсайты (инсайты - это правда о мотивациях, пожеланиях и досадах потребителей).
- Разработайте области возможностей (потенциальную область действий).
Придумайте вопросы вида «Как бы мы могли...», то есть такие вопросы, которые помогают понять, что можно сделать в заданной области.
В результате у вас получится переработанный бриф (финальный бриф, вопросы), который либо уточняет, либо детализирует начальный бриф, а иногда даже противоречит ему.
Стадия 2: сделай все правильно (разработка и внедрение)
Эта фаза разделена на этапы «Разработка и идеация» и «Результат и реализация».
Разработка и идеация
Вы вывели вопрос, который нужно решить или оспорить, - значит, можно начинать идеацию. Это веселая часть фазы расхождения. Вы должны запретить себе ограничиваться и подходить к процессу совершенно открыто. Не судите в ходе идеации. Используйте «да, и...» вместо «нет» или «да, но...». На этом этапе позвольте себе строить свои идеи на идеях друг друга. Есть масса инструментов и методов креативной идеации, не буду вдаваться в детали.
В конце фазы идеации оцените свои идеи и выберите любимые. Два инструмента, которые здесь пригодятся, - это точечное голосование (когда каждый член команды голосует за идеи) или матрица влияний и осуществимости (она показывает осуществимость в соответствии с потенциальным влиянием идеи).
В результате вы получите одну или несколько идей, которые потом сможете прототипировать и тестировать, чтобы найти лучший ответ на свой вопрос или решение задачи.
Результат и реализация
Как только вы выработали потенциальные решения (наборы идей), вам захочется оценить финальное решение и способ его выполнения. Примените гибкий подход из трех шагов:
- Разработка и прототипирование.
- Тестирование и анализ.
- Итерация и повторение.
Нацеливайтесь на продукт или прототип с минимальной функциональностью (MVP, most viable product), который позволяет понять, решилась ли изначальная проблема или нашелся ли ответ на вопрос. В результате вы выработаете конечное предложение, продукт, ответ или решение.
Когда вы все сделали, можете вернуться к началу и проделать все заново: всегда есть, что усовершенствовать. Помните, что креативность - это привычка постоянно все делать по-новому и претворять улучшения в жизнь.
Эта статья не претендует на то, чтобы стать конечной инстанцией в выборе подхода к решению задач. Такой вариант «двойного алмаза» - мой личный способ, лишь один из всех возможных. Это не единственный работающий подход, но он помогает принимать вызовы, подвергать сомнению и итерировать.
В зависимости от вашей роли в проекте размер квадратов может быть разным. То есть могут быть задачи или проекты, в которых вы полностью фокусируетесь на одной части «двойного алмаза». Более того, процесс нелинейный. В реальности вам нужно быть гибким и колебаться в любой точке.
Я рассказал об общей структуре процесса, не коснувшись индивидуальных инструментов и методов, которые могут в нем применяться. В конце концов, это лишь фреймворк, который можно применять или не применять. Мне он помог в процессе дизайна.
Возможно, в ходе проработки этапов вы растеряетесь и заблудитесь в дебрях анализа. Это нормально - просто идите дальше и доверяйте процессу.