Жизнь без российской соляры: Как изменились цены на топливо
На минувшей неделе российские СМИ сообщили, что Федеральная служба по экспортному контролю (ФСТЭК) РФ вновь ограничила поставки дизтоплива в Украину, поскольку оно может использоваться для заправки военной техники. Армия, железная дорога, транспортная инфраструктура и АПК традиционно потребляют около половины всего дизтоплива в Украине, остальное сбывается в рознице. Интересно, что ни в прошлый, ни в этот раз никаких официальных сообщений от регулятора не было. Как нет их на его официальном сайте. Об очередном ограничении СМИ, как правило, узнают от нефтетрейдеров, НПЗ, экспертов.
Это уже не первый запрет. ФСТЭК уже ограничивала поставки в сентябре 2015 г., чтобы не допустить использования российского топлива украинскими военными. В марте крупнейшие российские экспортеры ЛУКОЙЛ, "Роснефть", "Фортеинвест" вновь получили разрешения поставлять топливо в Украину для гражданских целей. При этом помимо поставок по железной дороге начались поставки на Новоград-Волынский ЛПДС - крупный нефтепровод на Прикарпатье. Мощности по отгрузке терминалов достигают 100 тыс. т в месяц, однако они использовались не более чем наполовину. По трубе дизтопливо поставляла "Русснефть". ЛУКОЙЛ с Волгоградского НПЗ и "Фортеинвест" с Орского НПЗ поставляли по железной дороге.
Если учесть объемы импорта дизтоплива в Украину и собственного производства по итогам 2015 г, то доля российских поставок достигает 16% и более, отмечает директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин. Если же говорить о ежемесячных поставках, то тут вообще можно говорить о трети объемов потребления. По данным "Коммерсанта", с марта, когда поставки дизтоплива в Украину возобновились, железнодорожные поставки составили 376 тыс. тонн, всего за март-август - около 800 тыс. тонн, учитывая поставки по трубе. В то же время темным пятном в этих поставках остается судьба технологического топлива, качество которого не укладывалось ни в какие украинские стандарты. Впрочем, поскольку государство не выполняет свои функции по контролю качества, то крайним опять оказался украинский потребитель, говорит эксперт. Не исключаю, что и Минобороны уже спалило дизтопливо, поставленное ему по тендерам, особо на интересуясь его качеством.
По словам Сапегина, украинский рынок - премиальный, цены на нем высокие. Поэтому дизтопливо поставляется и из Литвы, Польши, Белоруссии, Румынии и других стран. Конечно, рынок отреагировал на остановку отгрузок из РФ, но эта реакция носит ситуативный характер.
В оптовых продажах цена дизтоплива за последнюю неделю выросла почти на полторы гривны (8%), а вот розница за это время почти не отреагировала - всего порядка 10 коп. на литре. В целом же за последний месяц рост цены дизтоплива составил около 21,9% в оптовых продажах. "Это ситуативная реакция, и она больше обусловлена психологическими, нежели экономическими факторами. Просто те, кто подсел на российскую трубу, действительно ощутили ситуативную нехватку продукции, и теперь им нужно некоторое время, чтобы переориентироваться на других поставщиков", - говорит Сергей Сапегин.
"В случае долговременной остановки поставок определенная турбулентность будет наблюдаться на рынке еще 2-3 недели. Российское дизтопливо занимает более 30% поставок, на его замещение другими ресурсами нужно время. Главным образом, ожидаем поставок из Литвы, Польши и по морю. В прошлом году именно эти направления заняли нишу россиян", - говорит директор украинской "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
Украинские НПЗ воспользоваться ситуацией и нарастить собственные объемы производства не смогут. "Наши предприятия и так работают на полную мощность в плане обеспечения сырьем - нефтью", - отмечает Сапегин. Используется нефть собственной добычи и импортная - из Казахстана. Были переговоры о поставках нефти из Азербайджана, но пока реальных подвижек в этом направлении не произошло. Сейчас украинские НПЗ покрывают около 15% потребности в дизтопливе в Украине.
Получить комментарии в российских "Росснефти", ЛУКОЙЛ и "Фортеинвесте" не удалось. Учитывая открытие маршрута по трубопроводу, внезапное решение о приостановке отгрузок выглядит странно, отмечает Сапегин. "Такое ощущение, что это безалаберность какая-то, что они сами не могут там между собой договориться в России", - указывает он. "Впрочем, эта ситуация ярко характеризует то, что Россия - непредсказуемый партнер", - говорит Куюн. По его словам, пока ни в Украине, ни в России никто не может сказать, когда поставки дизтоплива возобновятся. Однако он полагает, что в отличие от прошлого года, когда пауза растянулась на полгода, в этот раз ситуация разрешится намного быстрее.
Елена Голубева