Без, воды, света и газа: как живут люди в «ничейной» четырехэтажке на «окраине» войны (ФОТО)
Несколько четырехэтажек и десяток частных домов - маленький поселок на окраине Горловки, Майорск. Находится он между пунктом пропуска «Зайцево» и так называемой ДНР. Вот уже два с половиной года этот поселок стоит на окраине войны - это «серая зона». Но люди тут все еще живут. Правда, в основном, пенсионеры. Молодежь разъехалась кто куда: Харьков, Бахмут, Донецк... Без бронежилета - свои
В поселок мы приехали с утра. Вместе с волонтерами, которые вот уже почти три года помогают местным жителям выжить. Они привозят продукты, пытаются продвинуть вопрос о присоединении «ничейной» территории к районному центру, помогают с лекарствами и поддерживают морально.
«В этом пункте медицинской помощи местные жители получали питьевую воду, лекарства и необходимые вещи. Тут дежурил медик. В конце августа в пункт попал снаряд. Видите, как все разворотило? Хорошо - никого не было», - показывает волонтер Татьяна.
Вопрос доверия у местных жителей стоит не менее остро, нежели коммунальные проблемы. На вопросы о политике они отвечают очень осторожно, обдумывая каждое слово, каждый ответ, вглядываясь в глаза собеседнику.
Нам повезло, нас сопровождает Татьяна - местная знаменитость. Ей доверяют больше чем обещаниям политиков. Когда видят на улице, обязательно подходят с какими-то просьбами.
«Часто просто даже жалуются. Иногда чувствую себя мамой. Они иногда такие беспомощные. И никому не доверяют. Настороженно ко всем относятся, сами понимаете, сегодня ситуация - такая, завтра - такая. Мы, чтобы они нам доверять начали, приезжали к ним без бронежилетов. Так они видят, что мы с ними наравне, и как-то разговаривать начинают», - говорит Татьяна.
Мы решили последовать примеру Татьяны и также пришли к местным жителям без касок и бронежилетов. Разговор сначала не «клеился», но спустя полчаса местные жители сами начали подходить, чтобы рассказывать о наболевшем.
Вареники за четыре часа
Обычное утро у жителей четырехэтажки в поселке Майорск. Женщины обсуждают, как можно приготовить обед без электричества. Мужчины собирают осколки от выбитых окон, разбросанные после очередного обстрела. Думают, как бы собрать мусор, точнее - остатки от сгоревшего частного дома. В него попал снаряд.
«В него мина попала. Надо хоть мусор собрать, - осматривая пострадавший двор, говорит Дмитрий. - Хорошо, что там никого не было. Хоть все живы. Жаль, конечно, имущество. Сколько же это будет продолжаться?».
Этот вопрос задают себе все местные жители. За 2,5 года они устали жить под постоянными обстрелами. У них уже нет сил на вставку новых окон. И хлопотно, и дорого, да и есть ли смысл?
Поселок Майорск когда-то был районом Горловки. В основном, тут жили те, кто работал на рядом стоящей железнодорожной станции. Поселку не выделяли свою администрацию. Все коммунальные вопросы решала администрация Горловки.
После оккупации Майорск остался на свободной территории, точнее - на ничейной. Официально она принадлежит Украине, но по факту это так называемая «серая зона», которая никем не управляется.
Так и живут местные жители, рассчитывая только на свои силы.
«Мы там получали пенсии, платили за квартиры, оформляли документы. А теперь мы - сами по себе. Живем, как в первобытные времена. Раньше мы электричество получали от ж/д станции, а потом ее перебило снарядами. Мы вот остались без света. Воду получали из Горловки, ее тоже отключили, и газа нет»,- говорит Мария.
Электричество все-таки иногда пробивает. Правда, слабое напряжение. Поэтому, когда свет появляется, местные жители сразу же пытаются использовать возможность, чтобы что-то приготовить. Правда, на приготовление одного блюда уходит очень много времени.
«Валя, ты вареники сколько сегодня варила? 4 часа? Зато всем двором полакомились. Всех угостила. Нечасто такой обед у нас», - улыбается Мария.
А когда электричества нет, готовить приходится на костре. Тут, около дома. Местные жители печь соорудили. Даже несколько. У каждого - своя. Сначала приготовил один, потом - второй сосед.
Испытание зимой
Воды тоже нет, как и газа. Хорошо, что неподалеку от дома есть колодец. С питьевой водой проблем нет. А вот на технические нужды ее, конечно, не хватает. Почти вся молодежь уехала, а много принести воды у пенсионеров просто не хватает сил и здоровья.
«Мы и в гости вас не зовем. У нас так не убрано. Самим стыдно. Ну, невозможно воды нанестись. Руки уже не те. Помню, как в молодости жили без водопровода, так ничего, таскали, а сейчас - тяжело. Особенно зимой, когда ведро льдом покрывается», - вздыхает Лидия.
О зиме жители Майорска думают с ужасом. Пережить еще одну в квартире с выбитыми окнами - чудо. Отопления нет. За заклеенные пленкой окна мороз пробирается в квартиру за считанные часы.
«Грелись бутылками. Вот нагрели на костре воду, налили в бутылки и в кровать. Как грелку. В одежде, конечно. Ну, попробуйте поспать при минус 14-ти. В таких условиях приходится выживать. Именно выживать», - рассказывает Михаил.
Волонтеры выдали жильцам газовые баллоны. Как смеется Дмитрий, «провели газ в каждую квартиру», но их надолго не хватило.
Испытание жарой
Летом жителей Майорска настигла другая проблема. Около дома образовалась свалка, которая начала гнить на жаре.
«Коммунальщиков-то нет, вывезти мусор некому. Да и куда? Вокруг - такие же поселки. Не тут будет свалка, так в другом месте. Сжечь нельзя. Это же отрава», - поясняет Дмитрий.
На свалке завелись крысы, разносящие инфекцию.
Антисанитария - это еще одна проблема местных жителей.
«Покупаться для нас - это счастье. Пока что несбыточная мечта. Даже говорить об этом неудобно. Есть в доме дети у нас маленькие. Я не представляю, как мамы с этим справляются. Почему не уезжают как остальные, не знаю. Ладно, мы - старики. Нам и деваться некуда. У детей - своя жизнь, а мы, вроде как, будем им мешать. Все надеемся, что вот скоро-скоро все наладится, и мы станем жить как раньше. У нас будут цвести наши яблони, дети будут играть на площадке, а мы ругаться, что сегодня привезли хлеб не очень свежий», - опуская глаза говорит Дмитрий.
Чтобы решить коммунальные проблемы жителей Майорска, необходимо присоединить их поселок к населенному пункту, подконтрольному украинской власти.
За рубли - в три раза дороже
Благодаря волонтерам отчасти это удалось - жителям обещают свет и воду. Пообещали даже пенсию. Но пока что они получают помощь от России. За пособием ездят в оккупированную Никитовку.
«Утром встал. Собрался и поехал. Хотя ехать всего 6 километров, а дорога занимает час. А то и два. Очереди такие на пропускном пункте, что невозможно выстоять. - Валя, ты сегодня ездила? Тут спрашивают, как можно проехать. Или нет?».
Проехать удается и даже получить это пособие. Оно составляет 1200 в переводе на гривны и 3400 российскими рублями.
Их даже берут как оплату в магазинах, но в три раза дороже.
«Эти владельцы магазина - бессовестные. Продают нам же, местным жителям, все в три раза дороже, потому что у нас - рубли. А если нет у нас других денег? Где мы их возьмем?», - жалуются местные жители.
Во всем поселке - только один магазин. Вот и выбора у местных, где и что покупать, нет. Обменных пунктов тоже нет, поэтому и платить приходится только той валютой, что есть на руках. А это - рубли.
«Где мне лучше было бы - в «ДНР» или в Украине? Та все равно. Хорошо было при Советском Союзе, но его уже нет, и не будет. А мы - уходящее поколение, должна выбирать молодежь, ведь все изменилось в мире, и люди изменились. Очень хочется просто - жить, мирно жить», -вздыхает Дмитрий. Двоякое чувство
Под вечер все местные жители собираются домой. На улице опасно. В любой момент может начаться перестрелка. Военные просят нас покинуть «серую зону».
Мы садимся в машину, включаем печку и уезжаем домой, а местные разбредаются по своим «дырявым» домам ждать мирную жизнь.
Автор: Ольга Калениченко
Проект осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады