Биологи научились блокировать зуд от ядовитого плюща
Аллергический контактный дерматит - кожное воспаление, которое проявляется в ответ на взаимодействие с токсином. Примером такого вещества является урушиол, содержащийся в соке ядовитого плюща (Toxicodendron radicans). По статистике, только в США от контактов с этим растением страдает около 10 миллионов человек в год. При этом антигистаминные и кортикостероидные препараты в этом случае могут быть неэффективны. Механизмы возникновения симптомов отравления урушиолом изучены недостаточно из-за дефицита клинических данных.
Чтобы найти эндогенную причину зуда, ученые из Университета Дьюка и Чжэцзянского университета изучили геном пострадавших мышей. Животных разделили на три группы и обрабатывали урушиолом, оксазолоном (используется для моделирования контактного дерматита) или ацетоном (для обеззараживания). После этого РНК всех особей рассматривалась на предмет характерной экспрессии генов с помощью микрочипа для анализа транскриптома. Всего авторы проанализировали около 66 тысяч генов, 5,5 процента из которых оказались связаны с реакцией на токсины.
В обоих случаях (оксазолон и урушиол) наиболее выраженной стала активация воспалительных цитокинов и хемокинов, например интерлейкин 1 (IL-1) и CXCL-2. Значительный рост продемонстрировал интерлейкин 33 (IL-33), антитела против которого, как показали прежние работы, могут нейтрализовать симптомы контактных дерматитов. В частности, повышенный уровень IL-33 наблюдался в эпителиальных клетках на месте обработки токсином и не наблюдался в плазме. Последующий анализ показал, что рост IL-33 вызывается перепроизводством кератиноцитов (клеток кожи) и напрямую воздействует на спинальный ганглий.
Для предотвращения симптомов авторы использовали антитела к IL-33 или стимулирующему фактору роста (ST2) - рецептору, лигандом которого является IL-33. Это позволило остановить воспалительную реакцию, а также прекратить у животных реакцию расчесывания пострадавших участков кожи. По словам ученых, следующим шагом станет испытание методики на человеке.
«Наш следующий шаг - изучить тот же механизм у человека, чтобы выяснить, аналогичен ли он мышиному. Мы также намерены рассмотреть уже существующие противовоспалительные препараты с тем, чтобы проверить, способны ли они облегчать течение контактных дерматитов», - сообщил соавтор работы Свен-Эрик Джордт (Sven-Eric Jordt).