Rome: Total War - когда войны были большими
Мы ругаем мобильные стратегии за то, что они, как правило, не стратегии - это либо однокнопочная ересь в духе «нажми три кнопки, чтобы вырастить пшеницу», либо очень отдаленная по форме и содержанию вещь - в лучшем случае, какая-нибудь TBS. Остаются порты, но и тут проблема - много ли людей вообще знает, что на телефоне можно сыграть в, например, классический Red Alert. Скорее всего, никто, и правильно - потому что это попросту плохой порт с ужасным управлением, совершенно не адаптированным под сенсорные нужды. В общем, сплошная пустота, боль и разочарование. Так было. И, возможно, это изменится. Потому что на iOS вышла Rome: Total War - одна из лучших стратегий в мире.
Давайте так. Если для вас это название значит нечто больше, чем пафосное словосочетание из двух слов и столицы Италии, вы сразу прочитаете про качество портирования - а остальных милости просим дальше по тексту, потом вернетесь.
Не секрет, что гипотетический перенос игры такого масштаба, как Rome: Total War - задача титаническая. И справится с ней без проблем не получилось бы просто никак - Total War даже не могут познакомить с консолями, что уж тут говорить о мобильных. Но у разработчиков все получилось. Почти.
Стратегический режим, в общем-то, идеален. Идеален. Интерфейс серьезно изменили, и пусть он теперь не такой стильный (и путаный), но вполне отвечает нужным требованиям. Все кнопки на месте и там, где их ожидаешь увидеть. Есть даже моменты превентивной защиты от неверных нажатий - например, чтобы закончить ход, надо два раза жахнуть по песочным часам. Управлять армиями тоже просто - ткнули на человечка, «протянули» ему путь. Иногда та самая зелено-красная линия может неожиданно оборваться, но в целом пойдет. Информация о городе, найм солдат, строительство, дипломатические козни и тд и тп - все это двумя щелчками.
С боями сложнее. Вы, должно быть, помните, что и в нормальной-то версии сражения зачастую приобретали характер хаотичный; особенно если количество солдат превышало тысячу. Здесь ужас стартует, примерно, с трехсот юнитов. Основная область проблем - быстрое переключение между отрядами. По понятным причинам их нельзя взять в рамочку: можно только щелкать по изображениям полков внизу, либо по отдельной кнопке «выбрать сразу всех». В пылу сражения - это ад. Быстро отвести лучников назад, перевести конницу во фланг, а собакам приказать догонять удирающих крестьян - невозможно. Придется лихорадочно «оттыкивать» дивизии и щелкать, щелкать. Поэтому раблезианские баталии - соль и гордость игры - здесь лучше либо пропускать, либо морально готовиться, что вы, скорее всего, за полчаса лишитесь сил. Причем, это в теории можно разрешить - да хотя бы позволить комплектовать отряды по группам: тут первая (из лучников), тут вторая - кавалерия и так далее. Ждем обновлений.
Технически игра выглядит так, как в 2004-ом - то есть, вполне достойно. От топота копыт пыль по полю летит, а еще - чужие лучники и копейщики: они красиво взмывают над воздухом, роняя стрелы. Столько деталей вы не увидите ни в одной мобильной стратегии. Но за это надо платить - во-первых, подходит только iPad AirMini 2 (и выше, разумеется). Во-вторых, Rome: Total War отъест 4 гигабайта пространства, в-третьих, обойдется в 750 рублей. А еще нет русского языка - и если вы не в ладах с иностранными, или в свое время не заучили каждую букву, то ждите, опять же, обновлений.
А теперь об игре. Rome: Total War - это одна из лучших (а по оценкам - лучшая) частей серии стратегий Total War. Весь процесс в Total War условно делится на два слоя: стратегический и боевой. Оба уровня сделаны настолько потрясающе, что их без проблем можно назвать отдельными играми; многие эпигоны выпускали свои проекты, скопированные по какому-нибудь из слоев, и гордо выдавали свой «почти Total War».
Стратегическая карта - что-то вроде «Цивилизации», но чуть проще (хотя как посмотреть). У вас есть города-полисы, есть армия, представленная в виде огромных человечков, есть дипломаты и воры, есть, в конце концов, флот. Руководить надо всем: в городе следить, чтобы уровень популяции не снижался, народ не собирался идти на вилы, здоровья, счастья и денег всем хватало. В противном случае придется вводить войска - когда в городе сидит прославленный полководец с армиями, людям проще смириться с высокими налогами.
В игре есть один ресурс - деньги - но он состоит из множества нюансов. Например, чтобы город приносил прибыль, а не уходил в минус, надо смотреть, что принадлежит его области - например, рабы (дело происходит в древнем Риме). Столичный доход почти всегда съедается зарплатами. Отдаленные провинции приносят мало, но стабильно.
Самая интересная вещь в этом режиме - дипломатия и - прерогатива Rome - ваши отношения с сенатом. С соседями тут можно не только торговать и ругаться, но и вступать в длительные отношения. Например, обложить их данью - если чувствуете, что можете. Или самому подвязаться на мир с грозным соперником в обмен на ваши выплаты. Можно нагло стребовать у оппонента кусок земли или предложить слабому другу протекторат. Что важно, успех сделки зависит от мастерства вашего дипломата - по мере деятельности его уровень растет. Сенат - отдельная тема. Он состоит из одной, но чертовски мощной фракции, и поначалу надменно выдает вам задания: сделай то, сделай это. Именно сенату принадлежит сам Рим, и именно сенат вы захотите отправить к Оркусу в первые же три хода. Но с властью надо держать отношения, в том числе и хитростью - например, пропихнуть на важную должность своего человека, или поженить одну из дочерей с отпрыском властителей.
Со временем вы вступите в бой. И немедленно ужаснетесь - от восхищения. В Rome: Total War сражения идут в реальном времени, солдаты натурально разбрасывают друг друга, стоя по колено в пыли, а выиграть можно армией, впятеро меньшей противника - если хитрить и знать основы. Копейщики на кавалерию; в лесу лучше прятаться; лучники умеют поджигать стрелы; слоны - не так страшны, когда рядом есть свиньи (и это не шутка). В Rome: Total War примерно миллион вариантов, как вытащить, казалось бы, безнадежно проваленный бой - и как упустить сквозь пальцы гарантированную победу. Это чертовски многослойная, но в тоже время красивая и завораживающая стратегия, которая с 2004-ого года не стала ни капли хуже - последний выпуск в серии, по иронии, Rome II, отличается разве что графикой и рядом наворотов.
Нужна она на iPad - вопрос отдельный. Вряд ли игра надолго задержится в топе скачиваемых приложений - по целому ряду факторов. Но это очередной аргумент тем, кому «на мобильных в нечего играть», и кто до сих пор считает, что iOS годится только для ферм и таймкиллеров.