Выход из ТТП - экономическое и геополитическое поражение Америки
Немецкие эксперты проанализировали для DW отказ Дональда Трампа от Транстихоокеанского партнерства, перспективы контрпроекта Китая и причины нынешнего запроса на протекционизм в США.
Соглашение о ТТП было подписано в Окленде, Новая Зеландия, 4 февраля 2016 года
Создание крупнейшей в мире зоны свободной торговли отменяется. Избранный президент США Дональд Трамп объявил, что сразу же после инаугурации 20 января 2017 года примет решение о выходе своей страны из договора о Транстихоокеанском партнерстве ТТП (Trans Pacific Partnership, TPP). Оно было учреждено в октябре 2015 года и объединило 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона с населением в 800 миллионов человек, которые обеспечивают 40 процентов мирового ВВП. Соответствующее соглашение после семилетних переговоров было подписано в феврале 2016 года, но еще не ратифицировано и, таким образом, пока не вступало в силу.
Отказ от уже одержанной победы
Поэтому немецкие эксперты исходят из того, что анонсированный Трампом шаг прямых последствий для мировой экономики иметь не будет. "Торговля в Тихоокеанском регионе продолжится в привычном режиме, ведь речь в данном случае идет не о принятии протекционистских мер, а всего лишь об отказе от дальнейшей либерализации", - подчеркнул в беседе с DW бывший вице-президент Института мировой экономики в Киле (IfW) профессор Рольф Лангхаммер (Rolf Langhammer).
Рольф Лангхаммер
Однако этот отказ имеет ярко выраженное символическое значение: он свидетельствует об усиливающемся в мире неприятии идей свободной торговли. Самое тревожное при этом, с точки зрения немецких экспертов и комментаторов газет, состоит в том, что от этих идей отворачивается крупнейшая экономика планеты, лидеры которой прежде всегда их отстаивали. В результате может пострадать вся мировая экономика, считают в Германии (она относится к тем странам, которые в наибольшей степени выиграли от глобализации).
Ханс Гюнтер Хильперт (Hanns G?nther Hilpert), возглавляющий азиатский отдел в берлинском Фонде науки и политики (SWP), в октябре 2015 года в беседе с DW охарактеризовал договоренность о создании ТТП как бесспорную победу США. Американский бизнес, утверждал он, получит привилегированный доступ к рынкам 11 государств, выиграет от снижения издержек при торговле с ними и от "оптимизации цепочек производства и доставки товаров с участием нескольких стран".
Дональд Трамп уступает Китаю инициативу в Тихоокеанском регионе
Главный же выигрыш США носил, по мнению Хильперта, геополитический характер. Америка теснее "привязывала к себе" целый ряд очень важных стран региона, обгоняя при этом Китай, который теоретически мог бы присоединиться к ТТП, но уже на тех условиях, которые сформулировали его основатели. Теперь, год спустя, эксперт в новом интервью DW на вопрос, следует ли считать выход из соглашения, в свою очередь, поражением Америки, ответил: "Да, это можно расценить именно так".
Ханс Гюнтер Хильперт
США, указал Ханс Гюнтер Хильперт, "добровольно отказались от преимущества, достигнутого в соперничестве с Китаем", от реального противовеса растущей экономической мощи этой страны, которая "все больше затягивает в свою орбиту" государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Так что Дональд Трамп, выходя из ТТП, по сути дела, уступает КНР геополитическую инициативу в этой части света. К тому же новый президент, расторгая соглашение, на разработку которого было потрачено столько времени и сил, серьезно подрывает авторитет Америки как надежного партнера по переговорам.
В складывающейся ситуации Рольф Лангхаммер приветствовал бы осуществление ТТП без США, хотя это не представляется особо реалистичным. Другим вариантом было бы присоединение 11 стран, остающихся теперь без большой зоны свободной торговли, к продвигаемому Китаем проекту Всестороннего регионального экономического партнерства ВРЭП (RCEP). Однако профессор дипломатично назвал его "менее амбициозным".
Запрос на протекционизм в американском обществе
"Отличие от ТТП очевидно: в ВРЭП речь больше идет о традиционном элементе торговой политики - о таможенных пошлинах и их снижении, а не о правах инвесторов или, к примеру, защите интеллектуальной собственности", - пояснил эксперт. Новаторство договора о Транстихоокеанском партнерстве в том-то и состояло, что в нем были прописаны многие стандарты экономики 21-го века, касающиеся, к примеру, сферы обслуживания, доступа к госзаказам или прав наемных работников. Иными словами, для участников ТТП присоединение к ВРЭП было бы скорее шагом назад.
Наилучший вариант либерализации состоял бы, конечно, в заключении глобального соглашения под эгидой Всемирной торговой организации (ВТО), считают оба собеседника DW. Однако соответствующие переговоры пробуксовывают уже полтора десятилетия, поэтому надежд на их успех крайне мало. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона в любом случае хотят "держать рынки открытыми и бороться против любой формы протекционизма", говорится в принятом 20 ноября в Лиме заключительном документе саммита АТЭС.
Таким образом, США при президенте Трампе рискуют оказаться в жизненно важном для них регионе на обочине магистрального движения к более открытым рынкам. И дело тут не столько в избранном президенте, сколько в очевидном наказе его избирателей. И Ханс Гюнтер Хильперт, и Рольф Лангхаммер напомнили, что договор о ТТП в ходе избирательной кампании резко критиковала и кандидат в президенты от Демократической партии Хиллари Клинтон. В американском обществе явно созрел запрос на протекционизм.
Ханс Гюнтер Хильперт видит в этом "проблему перераспределения благосостояния внутри США". Америка в целом выиграла от глобализации, либерализация мировой торговли обогатила Уолл-стрит и Кремниевую долину, акционеров глобально действующих корпораций, жителей больших городов на обоих океанских побережьях страны. Но политики недостаточно позаботились о том, чтобы рост благосостояния ощутили рабочие и средний класс в центре страны. И вот теперь проигравшие сделали ставку на протекционизм.
Это, уверен эксперт SWP, в долгосрочном плане ослабит США. Профессор Рольф Лангхаммер полностью согласен: "Изоляционизм и национализм - это всегда предвестники падения темпов экономического роста".