Большая нефть Казахстана: третья попытка запустить Кашаган
Начав коммерческую добычу на крупнейшем в стране нефтегазовом месторождении Кашаган, Астана хочет вернуть вложенные в разработку миллиарды. Эксперты сдержанно оценивают перспективы проекта.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 7 декабря официально объявил о запуске нефтегазового месторождения Кашаган, крупнейшего в стране по запасам. По информации министерства экономики, 1 ноября добыча на Кашагане составила более 75 тысяч баррелей нефти в сутки. В планах разработчика North Caspian Operating Company к концу 2017 года выйти на максимальный суточный уровень в 370 тысяч баррелей.
Нефтяные запасы месторождения составляют 38 миллиардов баррелей (из них извлекаемые - около 10 миллиардов), а запасы природного газа достигают триллиона кубометров. В период высоких цен на углеводороды разработка Кашагана выглядела экономически привлекательной. Но сегодня, по мнению экспертов, опрошенных DW, очередная попытка начать здесь коммерческую добычу обусловлена лишь желанием вернуть вложенные в данный проект деньги.
Перенос сроков и миллиардные затраты
Аналитики напоминают, что сроки начала разработки месторождения переносились несколько раз: сперва с 2005-го на 2008 год, потом на 2011-й, наконец, в 2013 году стартовала тестовая добыча, но из-за обнаружения утечек в трубопроводах ее приостановили.
Ряд казахстанских экспертов сомневаются, что инвестиции в разработку Кашагана окупятся в ближайшие пять лет. По словам главного научного сотрудника Института экономики министерства науки и образования Казахстана Олега Егорова, затраты на освоение месторождения выросли с первоначальных 15 млрд долларов до 136 млрд. Поэтому даже при цене на нефть в 50-55 долларов за баррель, по оценке Егорова, вернуть эти миллиарды будет крайне сложно.
Согласно исследованиям аналитической группы Halyk Finance, Казахстану в 2017-2019 годах с учетом возврата долгов по кашаганскому проекту от его доходов будет оставаться лишь 21%. Только с 2044 года все доходы от кашаганской нефти начнут поступать в бюджет государства. В последние дни цена на нефть выросла до уровня 56 долларов за баррель. Наблюдатели ожидают ее повышения до 60 долларов. По мнению казахстанского аналитика Сергея Смирнова, вряд ли стоит рассчитывать на скорый возврат цен хотя бы к отметке 80 долларов за баррель.
Главная цель - вернуть инвестиции
"А для того, чтобы гонка за первой нефтью Кашагана не закончилась крахом, надо ждать, когда цены на нефть вырастут вдвое. Кроме того, на Кашагане крайне сложные природные условия", - отметил Смирнов в интервью DW. Из-за особого химического состава местной нефти (высокое содержание серы и других примесей, таких, как меркаптан), а также тяжелых условий освоения месторождения, включая очень высокое давление нефти, суровый климат и расположение вблизи моря, независимые эксперты не раз высказывали опасения относительно перспективности разработки Кашагана.
В свою очередь руководитель Института развития Казахстана, экономист Магбат Спанов в интервью DW отметил, что запуск Кашагана сегодня преследует лишь одну цель. "Большая нефть - это всегда, прежде всего, политические игры. Но для Казахстана это еще и большие деньги, которые настало время вернуть. Другое дело, что ни прессе, ни экспертному сообществу на самом деле неизвестно, какова реальная себестоимость добычи, и сколько средств вложено в инфраструктуру и в само месторождение", - признал Спанов.
Такой же точки зрения придерживается и генеральный директор инвестиционной компании BRB Invest Галим Хусаинов. "Казахстан вновь запустил Кашаган по одной простой причине - надо отбить вложенные деньги. Но, поддерживая сегодня решение ОПЕК о сокращении добычи, надо решить вопрос, за счет чего мы собственно будем проводить это сокращение. Ведь, судя по прогнозам добычи нефти на Кашагане, мы наоборот их увеличиваем", - указал эксперт в разговоре с DW.
Большая нефть - политические игры
Как ранее заявил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев, Астана решила поддержать решение ОПЕК по сокращению добычи "черного золота". Среди стран, не входящих в ОПЕК, Казахстан по ее уровню занимает второе место, суточный объем составляет порядка 1,7 млн тонн нефти.
Поэтому, заверил министр, годовое сокращение добычи на 20 млн тонн является чисто символической цифрой, но зато дает возможность Астане продемонстрировать политику страны. "Наши коллеги из государств-членов ОПЕК, а также не входящих в нее, прекрасно понимают значение Кашагана. Важно было для них зафиксировать наше желание. Мы об этом миру заявили", - резюмировал Бозумбаев, отвечая на вопросы казахстанских СМИ.
Между тем, как отметил в интервью DW аналитик ГК FOREX CLUB Валерий Полховский, курс нацвалют Казахстана и России тесно связан с ценами на нефть, которые, по прогнозам аналитиков, будут находиться в коридоре 50-55 долларов за баррель.
Поэтому подпитка в виде добычи кашаганской нефти, идущей на экспорт, для экономики Казахстана - в целом не такая уж и плохая поддержка. По выражению Полховского, добыча нефти на Кашагане будет способствовать экономическому восстановлению страны после сокращения госрасходов и девальвации курса тенге из-за падения цен на нефть.
Сморите также:
Смотреть видео 01:51
Поделиться Цены на нефть - реален ли союз ОПЕК и РФ
Отправить Facebook Twitter Google+ Whatsapp Tumblr Vkontakte Livejournal Mail Мой круг Odnoklassniki