«Приват» перестал быть приватным
На Украине произошло событие, способное потрясти до основания устои государства и спровоцировать уже не просто жалкие кричалки под окнами Зрады под соусом «финансового майдана», а настоящие тектонические подвижки. Крупнейший частный украинский банк «Приват», созданный и долгое время находившийся под контролем олигарха Коломойского полностью национализируют.
Только цифры. По данным НБУ, на 1 июля текущего года по размеру активов - 269 млрд. гривен - «Приват» занимал первое место из 101 действующего банка Украины. Вкладчиками «Привата» являются 18.4 миллиона громадян. Почти 42% акций банка принадлежали Игорю Коломойскому, около 33% - бизнесмену Геннадию Боголюбову.
Возможно, для кого-то эта новость стала громом среди ясного неба. Однако, нет. Разговоры о возможной смене собственника «Привата» возникали еще при Януковиче, но тогда не было речи о национализации. Прежде всего дело шло к попытке отжима наиболее жирного украинского банка в пользу «семьи» господина Овоща.
Теперь же процесс по деприватизации «Привата» происходит под благороднейшим соусом «так желает МВФ и экономическая обстановка в стране».
Интересно, что владельцы и руководство «Привата» говорят о полюбовном соглашении, хотя срочно перебравшийся в Лондон Коломойский делает возмущенное лицо на камеру и болбочет о «классическом рейдерстве». Тем не менее, хочется скромно заметить, что люди, у которых отняли многомиллиардный бизнес, протестуют несколько громче и яростнее. Взять хотя бы Ходорковского.
К чему весь этот цирк на конной тяге? Есть мнение, подкрепленное весомой пачкой фактов, что за национализацией «Привата» скрывается сговор двух пауков - Порошенко и Коломойского, а дела банка давно не так прекрасны, как об этом принято говорить на публику. Впрочем, тяжелое состояние «Привата» давно уже стало секретом Полишинеля и только его стратегическая значимость для стабильности Украины не позволяли всерьез рассуждать о резкой смене статуса.
Интересно также, что первые лица Украины, плюс СНБО, обкашляли национализацию коломойского банка во время воскресного наступления ВСУ на светлодарской дуге, что вызвало сильный резонанс, граничащий с лютым баттхертом, у «патрыотычной спильноты». Что само по себе намекает.
Что говорят эксперты?
Финансовое состояние «Привата» далеко от идеального, если не выразиться круче. Более того, банк частенько сравнивают с «черной дырой», «адским пылесосом», пожирающим капиталы, главным образом, для поддержания на плаву бизнесов Коломойского, Боголюбова и узкого круга лиц.
Коломойский здесь не оригинален: подобными незаконными махинациями занимались практически все банки Украины, пользуясь коррупцией в НБУ. Времена, когда украинские банки играли по правилам, закончились в незапамятные времена.
Общий объем кредитов, выданных юрлицам «Приватом», достигает 180 млрд гривен. По оценкам банкиров, 90% этого портфеля составляют «мертвые» деньги, с концами исчезнувшие в дочерних структурах Коломойского.
По данным газеты «Зеркало недели», из первоначально выставленного требования привести в соответствие залоги на 138?141 млрд. гривен, были предоставлены залоги на 31 млрд, из которых аудиторами достоверно установлены только 26 млрд. Это капля в море по сравнению с денежной ямой в 130 млрд. Но на бумаге «Приват» бодр и прекрасно себя чувствует.
Опять же, по информации из банковских источников, государство Украина для покрытия залогов по кредитам должно влить в «Приват» неслабую сумму в 144 млрд. гривен.
Откуда взяться эдакой зияющей финансовой бреши? Все оттуда. Два с лишним года влады майдано-хунты открыли не то что окно - ворота возможностей для Коломойского по откачке и выводу денег из Украины. Теперь дополнительной и очень мощной мигренью государства Украина (в добавок к уже имеющимся) станет наполнение провала, созданного Коломойским с партнерами.
Откуда можно взять такую сногсшибательную сумму? Вариантов немного. Либо извлечь ее из карманов налогоплательщиков, либо запустив печатный станок. Либо и то, и другое.
К чему может привести очередное урезание зарплат, пенсий и куцей социалки при одновременной раскрутке инфляционного маховика - к бабке ходить не надо. Плюс 18.4 миллиона юрлиц, за исключением «особ, приближенных к императору», у которых вместо вкладов и процентов в «Привате» внезапно нарисовались нули.
Собственно, еще до «Майдана» Коломойский предпринял ряд шагов, после которых любому желающему отжать банк у Бени пришлось бы вместо прибылей латать «дыры» и затыкать реальными деньгами миллиарды «мертвых» кредитов. Просто в декабре 2016 года «Приват» окончательно обескровлен и его чучелко стало серьезной помехой «невидимой руке рынка», привычно сбрасывающей обглоданные кости на баланс государства и на головы населению.
Еще один мощнейший «сюрприз» и «подводный камень» поджидает любого нового владельца «Привата», связанный с системой электронных платежей. Надо сказать, эта система - впечатляющий образец достижений украинских программистов, развитая, без преувеличения, на мировом уровне. Ну, кто сталкивался, тот поймет.
Дело в том, что электронную систему платежей «Привата» обслуживают почти полторы тысячи программистов, выделенных в отдельную компанию, не входящую в структуру «Приват». Без их поддержки все это великолепие рухнет вместе с операциями половины населения Украины и предпринимательской деятельностью, завязанной на электронных платежах. Еще один «сюрприз» - лицезии и авторские права также вынесены из структуры «Приват». Выбить их из ушлых коломойцев - задача посильная разве что для бронетанковых войск и НКВД.
Таким образом, обер-махинатор Коломойский, даже освобожденный от владения «Приват-банком», даже из прекрасного далека, сможет ловко рулить денежными потоками новоиспеченного «Дэржава-банка» и нежно держать хунтят за «фаберже».
Есть данные, правда, на уровне слухов из банковской среды, но очень похожих на правду, что все махинации вокруг «Привата» сходили с рук ловкачу Бене по той простой причине, что на свою полянку он впустил пастись Порошенко. Сладкий Петя получил свою долю в «Привате», но она не была оформлена юридически. А чтобы хитрый Беня внезапно не кинул партнера, в наблюдательный совет «Привата» был введен свой глазок - бывший глава НБУ Стельмах. Правда, смотрящим Стельмах был не слишком долго: ретивая Гонтарева уконтрапупила семейный «Укринбанк» Стельмахов и последний, разобидевшись, покинул ответственный пост.
Иначе трудно понять, с какого перепоя первый постмайданный глава НБУ Кубив согласился выдать «Привату» 17 млрд украинских денег на «рефинансирование», которые, судя по всему, обратились в валюту и были успешно выведены из Украины.
Какой из всего этого горького катаклизма напрашивается вывод?
Определенно, Коломойский с Боголюбовым выкачали из «Привата» жизненные соки по-максимуму. МВФ, давно желавшей устроить чистки и санацию украинской финансовой системы, достанется выпотрошенное и препарированное чучелко некогда самого крупного и успешного частного банка Украины.
В лапах Коломойского находятся ключики уже не от какого-то там гипотетического «Майдана-2», о котором столько судачит Тимошенко, а реальная возможность обрушить остатки благополучия 40% граждан Украины. Ведь если на улицы выйдут пусть не все 18 миллионов вкладчиков «Привата», а хотя бы треть или четверть, мало никому не покажется. Выдать выплеснувшуюся на улицы человеческую массу за «кузенов Коломойского» и «племянников Боголюбова» у хунтовского агитпропа не выйдет. Это не полторы тысячи протестующих вкладчиков банка «Михайловский».
И посылать пiлiцiю с «нацгадами» - разгонять одномоментно потерявшие все толпы - тупо наручников не хватит. Да и пiлiцiянты с чадами и домочадцами в массе своей хранят гр0ши в «приватовской» тумбочке.
Особую пикантность кутерьме вокруг «Привата» придают недавние заявления Коломойского о его личных симпатиях к Новороссии и необходимость расширить ее границы еще несколькими областями. Как все это следует понимать? Толстые намеки о готовности принести в жертву режим Порошенко? Или даже - Украину на блюдечке с голубой каемочкой главе ДНР? Вопросов пока что больше, чем ответов. Но закат проекта «Незалежная», рассмотренный под таким углом, обещает быть бурным...