Путин придумал себе несколько "побед", чтобы скрыть, как все плохо - западные СМИ
В минувшую пятницу Владимир Путин провел свою традиционную итоговую пресс-конференцию, которая стала завершающей в году, который многие считают невероятно успешным для российского президента. И в самом деле, если вы потребитель сегодняшних СМИ, то вам можно простить веру в то, что Россия вытеснила США на Ближнем Востоке, РФ единолично отправила Дональда Трампа в Белый Дом, и что он готов быть агентом Кремля в руководстве США. Российские войска, вероятно, уже подплывают к берегам Вашингтона.
Научный сотрудник исследовательской организации Института Катона Эмма Эшфорд в своей статье для The National Interest рассказала о том, насколько преувеличены успехи России в 2016 году, и о долгосрочных проблемах Путина, которые скрываются за придуманными "проблемами".
Хотя вышеупомянутый вариант изложения событий является преувеличением, подобная версия отношений США и России доминировала в обсуждениях еще до выборов. Более того, недавнее заверение президента Барака Обамы, что Россия - "страна меньшая... страна более слабая, и ее экономика не продуцирует ничего, что кто-то хотел бы купить, кроме нефти, газа и оружия...", было встречено, в основном, насмешками, отмечает автор.
Но, в то время как у Путина, возможно, был хороший год в плане пиара, видение Обамы намного ближе к реальности: демонстрируемые победы России не настолько великие, как она их выставляет, и они будут способствовать структурным слабостям РФ в долгосрочной перспективе.
Взять хотя бы хакерские атаки России и вмешательство в американские выборы, что стало возможно, самой большой публично известной операцией Путина в 2016 году. Нет никаких сомнений, что обнародование украденных документов Национального комитета Демократической партии (разведчики обвиняют в этом хакеров, которых спонсирует российское государство) повредило публичному восприятию Хиллари Клинтон в преддверии выборов.
Более того, независимо от того, действительно ли Россия добивалась избрания Трампа, или просто хотела создать хаос, ей точно удалось успешно "замутить" ситуацию вокруг выборов. Но до сих пор точно не известно насколько это вмешательство действительно повлияло на результаты выборов. Удивительному проигрышу Клинтон также способствовало множество других факторов - письмо в Конгресс от директора ФБР в последнюю минуту (незадолго до выборов, - ред.), нарушение экономических связей и народное недовольство популярными политиками.
В ответ на это вмешательство, Россия получила враждебное отношение многих из нынешнего и будущего политического руководства США, а также вполне вероятный ответ, который, по словам вице-президента Джо Байдена, произойдет "в выбранный нами момент, в ситуации, которая будет иметь наибольшее влияние". Победа Трампа тоже может быть не такой уж выигрышной для российских лидеров; возможно, он более дружелюбно относится к РФ, но, как и со многими другими вопросами внешней политики, его потенциальные действия очень непредсказуемы.
Возьмем другой ключевой вопрос, в котором Россия якобы добилась успехов в 2016 году - вмешательство в войну в Сирии. Россия, действительно, добилась успеха в укреплении режима Башара Асада и предотвращении его падения. Вмешательство также хорошо выглядело по телевидению, прибавляя Путину популярности внутри страны и дав России больше влияния в дипломатических переговорах на Ближнем Востоке.
В то же время такие действия еще больше ухудшили отношения России и Западом, особенно, когда нарушения гуманитарных норм в Сирии усилили российский международный статус парии - изгоя. И хотя это уже стало банальностью, но у России действительно нет пути для победы в Сирии. У нее нет возможности восстановить контроль режима Асада по всей стране, и она не может просто уйти, чтобы это не выглядело как поражение. По сути, Россия сейчас столкнулась с той же проблемой, которая была у США с Ираком и Афганистаном - быстрое военное вмешательство провернуть относительно легко, но провести зачистки повстанческих движений значительно сложнее.
Если говорить более широко, у России хорошо получается что-то ломать и привлекать внимание СМИ, но намного хуже выходит решать проблемы. В Украине, например, Россия аннексировала Крым, но все еще находится под санкциями США и Европы за свои действия, в то время как процесс внедрения Минских договоренностей по Донбассу, кажется, зашел в тупик. Даже если Трамп в одностороннем порядке, вопреки возражениям конгрессменов и чиновников, снимает санкции США, европейские санкции будут удерживаться еще в течении какого-то времени.
И замечания президента Обамы о России по существу правильны: у страны есть серьезные, фундаментальные структурные слабости. Международные отношения Путина, возможно, могут отвлечь от этих проблем, но не могут их решить. И главная среди них - это российская экономика, которая, несмотря на небольшой недавний прирост, едва ли вернется к положительному росту в следующем году после нескольких лет спада. На высоком уровне остается инфляция, которая наносит ущерб зарплатам и сбережениям большинства граждан РФ.
Даже снятие санкций мало поможет. За период правления Путина структурные слабости российской экономики - чрезмерная зависимость от нефтяных и газовых доходов, повсеместная коррупция и кумовство - в основном, остались нерешенными. Российская экономика уязвима в связи со все еще низкими ценами на нефть, даже в свете недавней сделки ОПЕК, заключенной частично при посредничестве России. Долгосрочные демографические тенденции также продолжат быть проблемой.
Не говоря уже о проблемах для политических лидеров. Готовность Путина пользоваться военными средствами в его внешней политике делает главу Кремля непредсказуемым - беспокойная перспектива, учитывая, что США связаны с НАТО обязанностью защищать страны-члены, находящиеся на границе с Россией. Европейским странам, которым предстоят выборы в следующем году, нужно быть готовыми к возможности российского вмешательства. Независимо от того, насколько РФ великая или не очень сила, с точки зрения обычных военных возможностей, Россия остается одной из немногих ядерных держав.
Тем не менее, политики должны быть реалистичными, как в отношении возможностей России, так и в отношении того, что ее "победы" в 2016 году значат в долгосрочной перспективе.
Путин может представить радужную картину публичному взору, но для того, чтобы это сделать, ему нужно замять целый ряд проблем. Россия может закончить 2016 год на высоте, но она входит в 2017 с разболтанной экономикой, без видимого пути выхода из Сирии и с невысокими перспективами на значительный рост цен на нефть. Как бы он ни притворялся, проблемы Путина никуда не денутся.