Немецкие политики и Twitter: история безответной любви
Многие называют Дональда Трампа первым Twitter-президентом: он управляет, ругает, провоцирует - и все это в своем микроблоге. Можно ли опыт Трампа перенести на европейскую почву? Дональд Трамп еще не заступил на свой пост, но уже сегодня избранный президент США буквально руководит судьбами миллионов - и все это с помощью блога в сети Twitter. Своими твитами он останавливает планы крупных автоконцернов и политиков Республиканской партии, обрисовывает контуры своего будущего экономического и внешнеполитического курса. Традиционные масс-медиа он уничижительно критикует, привычные форматы общения с прессой игнорирует - 11 января состоится лишь вторая за полгода пресс-конференция Трампа для журналистов.
В Европе нет ни одного политика, который хотя бы близко напоминает Трампа в "управлении страной через Twitter, как описывают его стиль комментаторы. Хотя успех миллиардера в социальных медиа, конечно, вдохновляет и заставляет задуматься многих.
"Дональд Трамп сделал Twitter мощным инструментом во время предвыборной кампании. Я рекомендовал бы всем очень внимательно присмотреться к тому, как он использует этот информационный канал", - заявил Петер Альтмайер (Peter Altmaier), глава ведомства федерального канцлера, активно использующий эту сеть микроблогов. По мнению Альтмайера, у Трампа можно многому научиться. В Германии, как и в целом ряде европейских стран, в 2017 году предстоят выборы. Какие из методов Трампа партии постараются перенести на свою национальную почву?
Другие стратегии в соцсетях
Социальные медиа - самая горячая сейчас тема международной политики, и не только из-за неожиданной для многих победы Трампа в Америке. Политические новички увидели реальный шанс с помощью именно социальных медиа добиться невиданного прежде успеха. Правда, в Германии это не обязательно должен быть именно Twitter. Так, например, правые популисты из "Альтернативы для Германии" (АдГ) сделали ставку на Facebook. В этой социальной сети число тех, кто нажал на кнопку "нравится" на их странице, перевалило за 310 тысяч человек. Это больше, чем у "старых" партий - блока ХДС/ХСС и социал-демократов - вместе взятых.
Платформа Facebook уже стала частью масс-медиа, говорит Кристиан Нюрнберг (Christian Nuernberg), специалист по СМИ из Мюнхенского университета. "Другим способом до молодых потенциальных избирателей больше невозможно достучаться во время предвыборной гонки", - говорит он.
Есть ли среди большого числа подписчиков АдГ в Facebook так называемые социальные боты, то есть ненастоящие, фейковые профили, которые автоматически ставят "лайки" и размещают комментарии в сети? В самой партии утверждают, что социальными ботами, вопреки сообщениям прессы, они не пользуются и пользоваться не собираются. Хотя и в Германии фейковые профили теперь не редкость.
Политики используют Twitter,...
Много шуму наделало в ноябре исследование издания Motherboard о том, что больше половины подписчиков ведущих политиков в Twitter - это боты. Выводы исследования медиакритики из meedia.de позже разоблачили как неверные. Но дискуссия высветила тот факт, что многие пользователи этой сети в Германии неактивны, люди заводят себе профиль и не пользуются им.
Причем нельзя сказать, что немецкий политический истеблишмент не сделал попыток войти в новую реальность социальных медиа: большинство депутатов бундестага - активные пользователи Twitter. Кто-то пишет о политике, кто-то обо всем на свете, кто-то пишет много, кто-то мало, но все же никому не удалось таким образом достучаться до по-настоящему широкой аудитории.
но немцы (пока) не полюбили эту соцсеть
Популярность Twitter в Германии, в отличие от Facebook, относительно невысокая, даже известные и активные немецкие политики не набирают большого количества подписчиков. Так, у лидера рейтинга Петера Альтмайера - чуть больше 134 тысяч "фолловеров", у вице-канцлера и лидера социал-демократов Зигмара Габриэля (Sigmar Gabriel) - 117 тысяч, у председателя фракции Левой партии в бундестаге Сары Вагенкнехт (Sahra Wagenknecht) - 110 тысяч.
Чтобы понять, много это или мало, достаточно сравнить число подписчиков у самого популярного немца в рейтинге Twitter, футболиста "Арсенала" Месута Озила: их у него свыше 10 миллионов. Ни один из немецких политиков в двадцатку наиболее читаемых пользователей этой сети микроблогов не входит.
Лишь каждый пятый житель Германии, согласно опросу компании YouGov, видел хотя бы один твит политика, даже среди пользователей Twitter лишь каждый четвертый видел высказывания какого-нибудь политика в этой сети. Неудивительно поэтому, что немцы не считают для политика обязательным иметь аккаунт в Twitter и умещать свои мысли в 140 знаков - знаменитое ограничение микроблога.
И уж тем более им далеко до маленького города Хун в испанской Андалузии. Там у каждого из трех с половиной тысяч жителей, от мэра до уличного уборщика, есть свой профиль в Twitter, и все управляется с помощью коротких посланий: мэр раздает задания, люди сообщают о краже, назначают визиты к врачу или просят поменять перегоревшую лампочку в уличном фонаре.