Павлоград наконец-то открыл свои подземные тайны
О возрасте города лучше всего судить по памятникам архитектуры, которые горожанам удалось сохранить, - где-то это старинные замки, крепостные стены или скульптуры. У Павлограда есть свои уникальные подземные галереи, которым может позавидовать любой город мира, и отмахнуться от этого факта теперь нельзя.
7 января 2017 г. корреспондент begemot.dp.ua побывал в одной из многочисленных подземных галерей Павлограда. И теперь ни работникам краеведческого музея, ни депутатам городского совета не составит труда убедиться в том, что подземное сокровище Павлограда все-таки существует.
Это огромные помещения, с 5-метровыми потолками, мощнейшими арками и отдушинами для вентиляции. Глядя на то, как мастерски выложены стены и арки подземной галереи, сразу же понимаешь, что это строилось на века. Здесь размах, здесь купеческая хватка, здесь качество. В стенах много ложных арок и проемов, которые кем-то давно заложены кирпичом. Возможно, это и есть ходы, которые когда-то тянулись не только к купеческим домам, но и к другим галереям.
Павлоградские купцы умели не только торговать, но и строить красивые сооружения, которые простояли века. Им и не снилось, что новые поколения павлоградцев, вместо того, чтобы сберечь отобранные у купцов богатства и использовать их для всеобщего блага, завалят их мусором, а затем будут доказывать всему миру, что никаких богатств не было.
Но надо хотя бы немного любить свой город и уважать его историю, которая говорит о том, что в конце XIX века Павлоград стал известным не только в Екатеринославской губернии, но и в странах Средиземноморья, а также Европы, центром торговли зерном и мукой.
Весь центр Павлограда в конце XIX века, от ул Днепровской до ул. Купеческой (ныне ул. Соборная), был застроен торговыми галереями
Павлоградский хлеб экспортировался в города Российской империи, в Лондон, Константинополь. На его территории работали салотопные, кожевенные, литейные заводы. Табачные фабрики, паровые и водные мельницы, ситценабивная фабрика, многочисленные кузни, механические мастерские - это все Павлоград.
Пасущаяся на лугу лошадь заслуженно заняла место на гербе Павлограда. Пыль застилала все небо всего Павлоградского уезда, когда вечерами с пастбищ возвращались тучные стада коров, отары овец и табуны лошадей. Пасущаяся на лугу лошадь заслуженно заняла место на гербе Павлограда, - в 1895 г. их насчитывалось в Павлоградском уезде до 50 тыс. голов; рогатого скота - до 70 тыс. голов; овец - до 300 тыс. голов.
А цену лошади в те времена знали.
Обилие скоропортящегося товара, который в надлежащем виде нужно было хранить до проведения ярмарок, и заставило состоятельных купцов Павлограда выстроить под землей огромные хранилища для товаров. Весь центр Павлограда в конце XIX века, от ул Днепровской до ул. Купеческой (ныне ул. Соборная), был застроен торговыми галереями, не сараями и землянками, а капитальными зданиями, часть которых и сегодня используются, как торговые помещения.
Но еще большие помещения были выстроены под землей. Им не страшны были ни морозы, ни городские пожары. На глубине нескольких метров, в хорошо проветриваемых помещениях, да еще и со льдом, который массово использовался тогда для охлаждения продуктов, в галереях хранилось огромное количество не только муки или спирта, но и рыбы, масла, сала, мяса, колбас и сыров. Галереи работали как холодильные камеры и сохраняли огромные деньги нашим купцам.
Задайте сами себе вопрос: « Могли ли быть такие хранилища на территории павлоградской бойни ( ул. Некрасова), на территории маслозавода (ул. Дзержинского) или на пяти салотопных заводах?».
Уважающие себя коммерсанты, прослышав, что кто-то, для коммерческих целей, строит в Павлограде подземную галерею, не могли не построить себе подобное. Это была норма для успешной торговли. Но сегодня мы эту норму воспринимаем как чудо, которого в Павлограде не может быть.
Стараниями купцов Павлограда, таких как Голубицкий, Балабан, Еромицкий, Магазинер, Конжуков, Звенигородский, Машкевич, Парманин, Венгеровский, Коростовцев, Лихачев, подземные галереи были выстроены не только в центре города, где в те времена проводились огромные ярмарки, но и по окраинам города. Только в подземных складах павлоградского спиртзавода ( ул. Дзержинского) хранилось 3 млн. бутылок водки и 150 тыс. ведер спирта.
Здесь размах, здесь купеческая хватка, здесь качество.
Все это, по свидетельству члена ВКП(б) Ксении Воиновой, было выпито и уничтожено красноармейцами и местным населением.: «В Павлограде были крупные подвалы со спиртным на Шалинской улице, принадлежащие городскому голове Парманину, - вспоминала она. На углу Озерной и Александровской находились погреба Машкевича».
Подземные галереи есть и в районе церкви Голубицкого, и под, так называемым, «Маловиком» ( ул. Шевченко). ЦД «Мир», где когда-то работала мельница купца Балабана, также стоит на галерее.
Существует версия, что храмы Нерукотворного Спаса, Вознесения и церковь Успения соединялись подземным ходом. И эту версию легко проверить.
Сотрудники Павлоградского краеведческого музея могут точно назвать места расположения купеческих предприятий, и под любым из них можно обнаружить засыпанную мусором и землей подземную галерею. Это наше сокровище, наша золотая медаль еще царской чеканки. Мы собираем старые газеты, значки, банкноты в то самое время, когда у нас под ногами лежит целый город.
Существует версия, что храмы Нерукотворного Спаса, Вознесения и церковь Успения соединялись подземным ходом. И эту версию легко проверить.
Павлоградский журналист Александр Кузьмин когда-то пытался доказать Павлограду, что подземные галереи есть. Но его репортажи город воспринял как выдумку. Под складами бывшего управления торговли на ул. Шевченко он обнаружил подземное помещение, принадлежащие купцу Конжукову. Правда, оно было засыпано землей до самого потолка. А убедить целый город в существовании того, чего никто из современников не видел, - это тяжелое дело.
Только сейчас уже никто не скажет, что никаких подземных галерей в Павлограде нет. Они есть, и это не дренажные канавы. Отказаться от них - это снова совершить преступление. Город теперь обязан взять обнаруженные галереи под собственную охрану, уберечь от возможного разрушения со стороны различных застройщиков и обеспечить, в ближайшем будущем, доступ граждан к этой исторической ценности. Если любовь к истории Павлограда- это не пустые слова.