Жизнь ЧЕ. История Ильи Курбанова
Сайт «Первый Криворожский» начинает проект «жизнь ЧЕ». В Кривом Роге живут люди, которые чуть больше нуждаются во внимании и помощи окружающих. Люди с ограниченными возможностями. Они среди нас, но часто они незаметны обществу.
Сегодня мы расскажем историю 8-ми летнего Ильи Курбанова.
Смычка. Частный сектор. Домик на четырех хозяев. Во дворе бегает дворняжка Блонда. Заходим с оператором: маленькая комната, перегорожена платяным шкафом. Обеденный стол. Он же - парта для старшего 11-летнего сына Роксаны Курбановой Кирилла и для младшего 8-ми летнего Ильи.
Чтобы оплатить коммунальные услуги, субсидию Роксане оформить не разрешили.
«Сказали, что нам не положено», - пожимает плечами женщина.
Кирилл в школе. Илья дома. Сегодня он не смог выехать на учебу. В реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями у автобуса украли аккумулятор.
Диагноз Ильи - детский церебральный паралич, спастический тетрапарез, дизартрия второго уровня, дисплазия тазобедренных суставов.
«Сам он не ходит, не сидит, только за руки вожу», - говорит Роксана.
Илья плохо говорит. Однако он мальчик очень общительный. И через 10 минут общения с ним мы узнаем, что он лепит, читает, любит сладкое и часто вредничает, как и каждый ребенок.
Илья рассказал, что у него есть кот, которого подарила тетя Люба. А еще, что вчера он не хотел читать. Но сегодня с мамой пообещал, что выполнит домашнее задание.
Илья любит общественный транспорт: «Люблю ездить на трамвае, троллейбусе, автобусе. На поезде люблю ездить тоже».
«На ЖД вокзалах он часто останавливает меня, спрашивает: «А что это за поезд? Чем он отличается от других?» И вот я начинаю читать специальную литературу: это составной, а это тепловоз. Я раньше и в марках машин не разбиралась. Но теперь с ним выучила», - улыбается Роксана.
Когда разговор пошел об общественном транспорте, Роксана сказала, что чаще всего они с Ильей ездят на троллейбусе.
«Было бы хорошо, если бы пандусы предусмотрели также в общественном транспорте. Хотя бы в троллейбусе, там больше места, и мы можем заехать туда, не складывая коляску. В маршрутках, хотелось бы, чтобы водители были внимательнее. Не помогают», - добавила мама Ильи.
Роксана рассказала, что в городе работает социальное такси, специальная машина с пандусом. Машину можно вызывать только 4 раза в месяц, чтобы доехать до государственных или коммунальных предприятий. Например, в больницу, горисполком, центр реабилитации.
Роксана вспоминает, как раньше она с Ильей добиралась до 8-ой городской больницы: «Раньше с площади Освобождения ничего не ходило. Сейчас пустили 228-й автобус. Теперь доезжаем без препятствий. А раньше нам приходилось ехать до Освобождения, оттуда на 95-й квартал. Там садиться на маршрутку и ехать до больницы. Вот так добирались полтора часа».
За дверью дома скулит Блонда, белая дворняжка - верный спутник семьи во время прогулки. Она уже знает, что сейчас Роксана с Ильей пойдут гулять.
Чтобы выйти на улицу, сначала мама одевает сына. Потом с ним на руках выходит во двор: в одной руке сын, второй рукой нужно скатить инвалидную коляску с высокого порога дома. Хрупкая на вид женщина справляется с этим мастерски, так как проделывает одинаковые действия каждый день. Гололед делает «схождение» опасным. Но женщина справляется с этой трудной задачей. На ее пути еще горы снега. А в магазин за хлебом идти нужно.
«Если на улицы сугробы, не могу везти Илью на коляске. Дома самого его тоже оставить не могу. Когда есть Кирилл, он может посидеть с братом минут 10. Когда же дома никого - беру Илью на руки и иду в магазин с ним на руках. Коляской не проедешь».
На улице мы убеждаемся в этом воочию. Чтобы дойти до ближайшего магазина, Роксана потратила около 30 минут: коляска застревала в снегу, едва не падала на бок, сугробы приходилось объезжать «десятой дорогой».
Переходят проезжую часть, Блонда бежит спереди коляски с Ильей, и следит за машинами.
«Очень неудобный пандус, узкий», - говорит Роксана около магазина, показывая, что не может завезти коляску на порог.
Возле продовольственного магазина стоял мужчина. Он помог внести коляску вовнутрь.
«Если некому помочь, приходится вытаскивать коляску по ступенькам», - говорит Роксана и покупает сладкий сырок для Ильи.
На наш вопрос, никто ли не жаловался на то, что у магазина такой узкий пандус, продавщица отрицательно мотает головой.
По дороге домой мальчик рассматривает автобусы...
«Парков здесь нет. Гулять негде. Едем в парки Мершавцева, Гагарина, - говорит Роксана. - Во дворах стоит детская площадка. Мы иногда туда ходим. Но, так как ребенок у меня с ДЦП, некоторые мамы бояться, что болезнь передастся их детям. У нас уже были такие конфликты, и нас просили уйти. Они говорили: «Это не ваша площадка, уходите. Мы не хотим, чтобы наши дети смотрели на вашего ребенка».
Это бывало не один раз», - добавляет Роксана, поправляет сыну шапку, берет его на руки и идет к самолету, который стоит на смычке. А Блонда бежит за ними.