Напряжение растет: что думают депутаты о ситуации на блокаде
Начавшаяся больше месяца назад блокада оккупированных территорий Донбасса сразу стала не только одной из самых обсуждаемых в политикуме и медиа тем, но и камнем преткновения нового политического противостояния..
С одной стороны, внефракционные народные депутаты и представители «Самопомощи», поддерживающие бессрочную акцию, утверждали, что останавливают торговлю на крови, на которой наживаются олигархи. С другой стороны, противники таких действий обвиняли политиков, участвующих в этом, в пиаре и отмечали, что блокирование поставок угля ставит под угрозу энергетическую стабильность Украины.
Около полутора месяца ситуация оставалась стабильной - блокировщики перекрывали железнодорожные пути, требую остановки «торговли с оккупантом», а противники призывали, по их словам, не вредить Украине. Однако в понедельник 13 марта это противостояние достигло одного из наиболее напряженных моментов.
Речь о том, что на днях произошел разгон активистов возле станции Кривой Торец в Донецкой области. Там находился один из редутов блокировщиков. Подобные действия вызвали у части граждан непонимание и осуждение.
Между тем, в эти дни случилось еще одно важное событие. Дело в том, что вчера в силу вступило постановление Кабинета министров, призванное регламентировать порядок перемещения товаров в зону АТО и из нее, то есть по идее упорядочить торговлю.
В документе, среди прочего, субъектам хозяйственной деятельности запрещено перемещать на временно неподконтрольные территории и из них товары за исключением продуктов и лекарств в гуманитарных грузах. Также исключением является, например, металлургическая и угольная продукция, необходимая в производственном процессе.
Подробнее о ситуации FaceNews расспросил народных депутатов.
Народный депутат от «Самопомощи» Олег Березюк
Как оцениваете события на станции Кривой Торец?
К огромному сожалению, государство вчера (в понедельник, - FaceNews) выступило против людей, в частности, добровольцев и ветеранов, которые выполняли и выполняют на редутах функцию государства вместо него самого. Речь об экономической блокаде агрессора. Государство не смогло из-за своей олигархической зависимости, а люди смогли.
К огромному сожалению, вчера (в понедельник, - FaceNews) государство стало на сторону трех-четырех олигархов, использующих войну ради обогащения. Это низко, неприлично, преступно. Поэтому мы требуем увольнения людей, которые стоят за этим циничным поступком (разгоном редута, - FaceNews). Это министр МВД и руководитель Антитеррористического центра.
Если власть этого не будет делать, то подписывается в своей неспособности. Я надеюсь, Штаб блокады и добровольцы отреагируют на это. Мы будем всегда на стороне людей.
Народный депутат от «Народного фронта» Игорь Гузь
Как оцениваете ситуацию с блокадой, и урегулирует ли ситуацию с торговлей постановление Кабмина, вступившее в силу вчера?
Я еще с ним ознакомлюсь, но понимаю, что оно не урегулирует стопроцентно вопрос контрабанды, вопрос угля и всего другого. Поэтому я считал и считаю, что невозможен силовой вариант, как говорят мои коллеги. Нужно вести диалог, потому что это обостряет ситуацию. А если бы, не дай Бог, кого-то поранили или убили? С обеих сторон, потому что и те, и те молодые люди, которые там были, проходили АТО.
Нужно вести диалог. Его, как по мне, должен вести премьер-министр, который должен пригласить руководителей или участников блокады, уполномоченных вести этот диалог, и попробовать урегулировать этот вопрос. К сожалению, сегодня правительство глухое, то есть диалога не происходит.
Я выразил свою позицию - я поддерживаю блокаду, потому что, во-первых, наживаться на контрабанде и торговле с оккупантом нельзя. Во-вторых, что касается Ахметова. Он зарабатывал миллиарды на этом и на тарифах.
Народный депутат от «Блока Петра Порошенко «Солидарность» Дмитрий Белоцерковец
Как оцениваете ситуацию с блокадой, и урегулирует ли ситуацию с торговлей постановление Кабмина, вступившее в силу вчера?
Моя позиция заключается в следующем - мы должны максимально прагматично подойти к той ситуации, которая сложилась. Политики должно быть минимум, хотя это крайне сложно, поскольку представители одной фракции и внефракционные депутаты заняли позицию исключительно с одной стороны.
Я считаю, если у фракции «Самопомощь» и внефракционных депутатов есть конкретные вопросы к постановлению Кабинета министров, которое наконец-то было принято и не принималось на протяжении почти трех лет, то необходимо, и об этом я сегодня депутатам из фракции «Самопомощь» говорил, разработать свои предложения по изменению. Их нужно продискутировать, если нужно на уровне парламента, если нет - на уровне Кабинета министров и фракции «Самопомощь», после чего принять решение.
На сегодняшний день мы видим как плюсы, так и минусы от блокады и понимаем, что минусы связаны, прежде всего, с бюджетным наполнением, рабочими местами и национальной энергетической безопасностью.
Плюсы - это потенциально, как трактуют блокировщики, что мы, условно, придем к победе. Они пытаются показать, что только таким способом. Соответственно, самый ключевой момент - не навредим ли мы себе, не сделаем ли хуже, если будем это делать?
И, как минимум, я не поддерживаю, что было начато это в отопительный сезон. В отопительный сезон нельзя было начинать блокировку, потому что мы стали под удар. К счастью, стало теплее, и проблема была снята с точки зрения экономии ресурсов. Но фактически мы могли стать на грани национальной катастрофы с точки зрения энергетического рынка.