Уроженец графства Кент стал террористом, которым гордится ИГ
Согласно Скотленд-ярду, Халид Масуд родился в графстве Кент, к юго-востоку от Лондона, а в последнее время жил в районе Бирмингема.
По данным Би-би-си, Масуд в последние годы мог также проживать по двум адресам в Лутоне, к северу от британской столицы, и в восточном Лондоне.
В Скотленд-ярде говорят, что Халид Масуд был известен под несколькими именами.
Днем 22 марта Масуд преднамеренно заехал на тротуар на Вестминстерском мосту и стал давить прохожих.
Затем он свернул к зданию британского парламента, врезался в ограду Вестминстерского дворца, выскочил из машины и набросился с ножом на безоружного полицейского. Вооруженный полицейский наряд застрелил нападавшего.
В четверг ответственность за это нападение взяла на себя экстремистская группировка "Исламское государство".
Порча имущества и владение ножом
Би-би-си удалось узнать, что автомобиль, с помощью которого было совершено нападение, Масуд арендовал в начале недели в компании Enterprise на севере Бирмингема. В графе профессия он написал "учитель", хотя Би-би-си выяснила, что он никогда не работал учителем в английских государственных школах.
Через час после того, как он взял напрокат автомобиль "Хюндай", Масуд позвонил в компанию и сообщил, что машина ему больше не нужна. Что происходило после этого, остается совершенно не ясным до того момента, когда он появился на Вестминстерском мосту и, двигаясь в северном направлении, стал наезжать на пешеходов.
Как заявили в Скотленд-ярде, "в отношении Масуда в настоящее время не велось никакого расследования, равно как и не было никаких предварительных данных о его намерении совершить террористическое нападение".
"Тем не менее, он был известен полиции, - говорится далее в заявлении, - и у него было несколько приговоров за разбойные нападения, включая тяжелые телесные повреждения, владение оружием и нарушение общественного порядка".
Первый приговор был вынесен Масуду за умышленную порчу имущества в ноябре 1983 года, когда ему было 19 лет. Последний приговор датирован декабрем 2003 года за владение ножом. В преступлениях, связанных с терроризмом, он никогда не обвинялся.
В своем обращении к депутатам парламента премьер-министр Тереза Мэй сказала, что нападавший родился в Великобритании и "какое-то время назад был объектом расследования, связанного с опасным экстремизмом".
"Он был фигурой, находившейся на периферии, - подчеркнула Мэй. - Это следствие давно завершилось, в настоящее время он не интересовал спецслужбы, не было никаких предварительных данных о его намерениях или заговоре, в подготовке которого он мог быть замешан".
Главный вопрос без ответа
На данном этапе мы не знаем никаких деталей расследования, которое упомянула Тереза Мэй, и какую роль играл в нем Масуд. Вот лишь некоторые возможные сценарии:
- Он был знакомым или другом главного подозреваемого, за которым велось наблюдение в той или иной форме, однако на тот момент выяснилось, что у него не было явной склонности к экстремизму
- Он мог быть близок к кругу возможных экстремистов, но лично его не сочли представляющим угрозу, поэтому целью операции были другие люди
- Его идеологический настрой и намерения могли вызывать серьезные опасения, однако на тот момент не имелось улик для предъявления уголовного обвинения, и тогда было решено, что он не представляет серьезной угрозы.
Самое большее - он мог быть арестован в ходе той операции, но позже отпущен без предъявления обвинений.
В последний раз Халид Масуд был осужден, когда ему было 38 или 39 лет. Это довольно поздно для человека, который с юных лет вращался в мире мелкой преступности, грабежа и разбоя.
Наличие ножа может означать множество преступных намерений - от планирования грабежа или нападения до, как утверждают некоторые, "самозащиты".
Исправился ли он, потому что, как многие преступники, обзавелся семьей и остепенился? Или в его натуре была скрыта тяга к насилию и вероятность того, что он вернется на этот путь?
Все это подводит нас к главному вопросу, на который пока нет ответа: что послужило толчком для его последнего нападения?