Разврат и коррупция: Кулябин поставил триллер в Германии
Что такое опера без париков, привычного сюжета и банального финала? Корреспондент DW побывала на первой постановке Тимофея Кулябина в Германии.
Российский режиссер Тимофей Кулябин поставил в оперном театре Вупперталя (Opernhaus Wuppertal) "Риголетто" Джузеппе Верди - историю, казалось бы, знакомую и довольно простую. Как и в оригинальном либретто, действие происходит в Мантуе, только уже в наше время. Мантуя здесь - не итальянская провинция, а влиятельная страна в Восточной Европе. Это посттоталитарное государство, во главе которого стоит Герцог Мантуанский и коррумпированная элита.
На очередных выборах правящая партия под названием United Mantua побеждает с большим отрывом - благодаря придворному шуту по имени Риголетто. Только в наше время он не горбун, а расчетливый политтехнолог и мастер промывки мозгов. Его телевизионное шоу сыграло большую роль в предвыборной компании Герцога. Слишком много аналогий, которые невольно напрашиваются с самого начала, однако Кулябина они не особо интересуют. Такой знакомый мир Мантуи - лишь фон, где разворачивается настоящая трагедия.
Трагедия в мире бесчинства
Джильда, дочь Риголетто, содержится в психиатрической клинике под строгим надзором медсестер и камер видеонаблюдения. Кто она, как зовут ее отца и чем он занимается, она не знает. Выйти на улицу и увидеть что-то, кроме больничных палат, ей тоже запрещено. Таким образом Риголетто пытается защитить свое единственное дитя от опасности. Но это не помешало Герцогу, любителю садомазо-игр, переодеться в невинного студента и проникнуть в палату к девушке. Правитель Мантуи привык к полной безнаказанности, женскому вниманию и крепкому алкоголю, так почему бы не покуситься на молодую красавицу?
Далее разворачивается уже знакомая история, но с некоторыми оговорками, чтобы в зрители в зале не слишком расслаблялись. Режиссер меняет и финал оперы: отец душит свою единственную дочь, а потом со спокойной душой возвращается в штаб Герцога. И в этом как бы нет ничего удивительного: в Мантуе, государстве, пропитанном бесчинством и ложью, найдется место и для таких поступков...
Так на сцене Вупперталя поднадоевший и устаревший сюжет превращается в триллер с элементами иронии, заставляющий публику забыть об оригинальном либретто. Тимофей Кулябин считает, что подобный безнаказанный правитель для Запада - сегодня редкость, а для Восточной Европы коррумпированный и безнаказанный беспредел вполне свойственен. Но над тем, кто сегодня тот самый шут Риголетто и на что способен реальный Герцог, лучше даже не размышлять.
Оправданный риск
"Риголетто" для Вупперталя - постановка рискованная, но определенно успешная и необходимая. Готовый на необычные решения и эксперименты новый художественный руководитель театра Бертольд Шнайдер (Berthold Schneider) собирался работать с Тимофеем Кулябиным еще несколько лет назад.
Еще до резонансной премьеры и суда над "Тангейзером" в Новосибирске Шнайдер предложил поставить российскому режиссеру "Риголетто" в Германии. Задумка не самая простая, но вполне осуществимая. "Опера крайне сложная: с точки зрения самой истории много вопросов, на которых нет ответов. Некоторые вещи кажутся сегодня устаревшими и несвязными. Как правило, режиссеры, которые любят переигрывать и адаптировать сюжет, редко берутся за "Риголетто", потому что сам сюжет архаичен. Я долго решался и два года назад дал согласие", - рассказал Тимофей Кулябин в интервью DW.
Как и прежде, режиссер сотрудничал со своей привычной командой: драматургом Ильей Кухаренко, художниками Олегом Головко и Галей Солодовниковой, художником по свету Денисом Солнцевым. Несмотря на всю консервативность оперного искусства, эта команда не станет надевать на актеров накрахмаленные парики или костюмы из прошлой эпохи и оставлять героев в привычном девятнадцатом веке. В результате история получилась убедительной и неподдельной. Ведь сегодня в Мантую может превратиться любое государство, а на месте шута может оказаться кто угодно.