Стоит ли тепличный бизнес в России тепличных условий его ведения
Запрет на ввоз в РФ турецких овощей стал стимулом для развития импортозамещения в тепличном овощеводстве. DW узнала, насколько это перспективная идея, и как она реализуется.
Эмбарго на импорт турецких овощей, введенное 1 января 2016 года, заставило российские власти включить тепличное овощеводство в госпрограмму поддержки сельского хозяйства. Совокупные годовые затраты государства и бизнеса на эти цели оцениваются экспертами в 570 млн долларов, что превышает стоимостные объемы импорта в Россию турецких томатов и огурцов в годы, предшествовавшие санкциям. Насколько целесообразна такая переплата, выясняла DW.
Помидоры и санкции
С момента введения эмбарго Россия сделала несколько послаблений для турецких экспортеров: сначала на российский рынок был открыт доступ цитрусовым и косточковым, затем - луку, цветной капусте, гвоздике и брокколи. После этого главными в перечне продуктов, оставшихся под запретом, остались томаты и огурцы.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), совокупно на их долю до эмбарго приходилась одна пятая всего экспорта продовольствия в Россию из Турции: 18,1 процента занимали томаты, 1,9 процента - огурцы.
Запрет на турецкие томаты стал ощутимым не только для страны-экспортера, но и для страны-импортера. Как сказано в апрельском мониторинге экономической ситуации в РФ, подготовленном экспертами РАНХиГС, Института Гайдара и Всероссии? скои? академии внешнеи? торговли, 43 процента всех импортных помидоров в России до эмбарго были турецкими. В 2015 году на их закупку, по данным ФТС, было потрачено 330 млн долларов (в 2014 году - 436,5 млн).
Ставка на Подмосковье
После введения санкций в отношении Турции поддержка овощеводства была оперативно включена в госпрограмму поддержки российского сельского хозяйства. Всего было одобрено двадцать инвестпроектов с объемом субсидий в 5,7 млрд рублей (20 процентов от стоимости проектов). По оценке директора Центра агропродовольственнои? политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Натальи Шагайды, общие затраты государства и бизнеса на эти цели составили 34,2 млрд рублей или примерно 570 млн долларов.
Одним из главных получателей госсубсидий (почти 900 млн рублей) стала Московская область (это следует из приложения к протоколу комиссии по отбору инвестпроектов Минсельхоза). В числе других регионов - Чечня, Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Челябинская, Саратовская, Костромская и Новосибирская области.
В том, что такой выбор экономически оправдан, эксперты не уверены. "Не были выделены те регионы, где в теплицах можно получить конкурентные по цене с турецкими - самыми дешевыми из импортных - томаты", - пишет в своей части апрельского мониторинга Шагайда.
Конкуренты из разных стран
Затруднительно для российского производителя будет конкурировать по цене и с экспортерами из соседних теплых стран - Казахстана, Киргизии и Армении, входящих в ЕАЭС, а также из Узбекистана и Азербаи? джана, имеющими упрощенныи? выход на россии? скии? рынок. "Это повышает риски инвестирования в тепличную отрасль России", - считает Наталья Шагайда. Эксперт допускает, что в связи с этим российские производители овощей будут добиваться для себя от властей новых преференций.
Руководитель аналитического отдела консалтинговой компании "Директ ИНФО" Евгений Иванов считает наиболее сильным иностранным игроком на российском томатном рынке Азербайджан. "Азербайджан динамично наращивает объемы поставок в Россию в зимний период. При этом качество его помидоров чаще всего достойное, восприятие потребителей положительное. По этим причинам, как правило, азербайджанские помидоры попадают в средний и высокий ценовые сегменты. Не верится, что российские тепличные хозяйства способны производить аналогичную по качеству продукцию", - объяснил он DW.
Как импорт устроен сейчас
По иронии судьбы сегодня серьезные неприятности в плане конкуренции азербайджанским поставщикам доставляют их армянские коллеги. Но вовсе не из-за рекордной урожайности томатов. Традиционно эта страна поставляла в Россию мизерное количество помидоров: всего 123 тонны в 2014 году, 758 тонн - в 2015-м. Однако в 2016 году Армения резко увеличила экспорт в Россию - сразу на 30,7 тысячи тонн. Традиционный поставщик томатов в РФ Азербайджан нарастил экспорт на сравнимую величину - на 33 тысячи тонн (до 98,2 тысячи).
По словам Иванова, с высокой долей вероятности можно говорить "о том, что значительная часть импортируемых из Армении томатов - турецкого происхождения". Иными словами, повторяется сценарий с "белорусскими мидиями", когда из-за контрсанкций, наложенных Россией на западноевропейские продукты, они хлынули в РФ через Беларусь. Кстати, как отмечает эксперт, на этот раз подозревать Беларусь в реэкспорте не приходится: логистически он невыгоден, о чем говорит и статистика: в 2016 году экспорт белорусских томатов в РФ упал более чем на 10 тысяч тонн (до 82,6 тысячи).
Чемпионом по наращиванию поставок является Марокко: экспорт в Россию из этой страны в 2016 году вырос более чем вдвое и составил 126,5 тысяч тонн. Неизменными остались поставки из Китая - 86,4 тысячи тонн. При этом суммарные объемы импорта Россией сократились на 26,6 тысячи тонн. По словам Иванова, вероятно, это как раз те объемы, которые удалось компенсировать при помощи импортозамещения. Турция поставляла в Россию примерно в 13 раз больше.
В два раза дороже турецких
Как отмечает Наталья Шагайда, вопрос о том, смогут ли эту нишу занять россии? ские производители, особенно с ценой, удовлетворяющей покупателя, остается открытым. Пока статистика, предоставляемая Росстатом, показывает, что отпускные цены российских тепличных хозяйств значительно превышают среднюю цену ввоза импортных томатов, рассчитанную по всем импортерам.
Так, к концу 2016 года средняя стоимость килограмма импортных помидоров составляла примерно 75 рублей, российских тепличных хозяйств - 82 рубля. Средняя розничная цена в магазине достигала 130 рублей (в отдельных супермаркетах премиум-класса отпускная цена превышала 900 рублей за кило). В это время килограмм турецких томатов, поставляемых на рынки ЕС, не достигал в перерасчете на российскую валюту и 60 рублей за килограмм.
По словам Евгения Иванова, говорить о том, что вложенные в российское тепличное хозяйство инвестиции были не напрасными, можно будет лишь тогда, когда этот бизнес начнет стабильно приносить налоговые отчисления в бюджет, а "цена на российскую продукцию будет не выше, чем на импортную без потери качества".